Наш адрес: Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина, 17.

Телефон: 8 (3852) 63-47-17.

На главную страницу мастерской

Иконописная мастерская 6385

Можно ли написать икону реалистично?

05.02.2014

Вопрос, поставленный в заголовке, можно сформулировать и несколько иначе: в чем принципиальная разница между религиозной живописью Ренессанса и иконой? Обсуждение этой проблемы начал еще протопоп Аввакум, и на сегодняшний день этот вопрос довольно ясен. Если говорить очень коротко, то в живописи эпохи Возрождения и генетически связанной с ней живописи Нового времени художники стремились передать все так, как видится в земной жизни. Поэтому они стали писать с натуры, им стали позировать, огромную роль приобрела светотеневая моделировка формы изображаемого объекта и т.п. Икона отличается от такого рода живописи вовсе не тем, что в Средние века художники еще не достигли того уровня профессионального мастерства, которым стали владеть в Новое время. Дело вовсе не в профессиональной подготовке, а в разнице установок и целей, которые ставили перед собой иконописцы и светские художники.

Если художник Нового времени изображал святого, он стремился передать его таким, каким он был при жизни, и поэтому профессиональные приемы и навыки были вполне уместны. Если та же задача ставилась перед иконописцем, то он не считал нужным показать святого таким, каким он был при жизни, а стремился показать, каким он стал, условно говоря, после смерти. На иконе передается не обычная земная плоть, а обожженная, и это требует, естественно, совершенно другого художественного решения. В этом изображении надо передать надвременную сущность святого, не замутненную случайностями быстро меняющегося мира земных страстей, дать его вечный, духовный облик. Прежде всего несколько слов о том, что всегда первым бросается в глаза, - об ослабленной передаче пространственности и об обратной перспективе. Обратная перспектива характерна не только для иконописи, ее знает искусство разных регионов и эпох, и причины этого ясны - таково естественное зрительное восприятие человеком близких и небольших предметов.

Православная икона – не просто иллюстрация к тексту Библии и не просто картина описываемых церковным Преданием событий, своего рода пособие для неграмотных. Ее назначение – способствовать молящемуся войти в общение с Небесной Церковью. Византийская и древнерусская иконопись обладает форсированной внушающей силой, повышенной апеллятивностью, и это существенным образом сказывается на построении пространства иконы. Обратная перспектива, пронизывающая все пространство иконы, изменяет восприятие этого пространства.

Прямая перспектива эпохи Возрождения и Нового времени уводила зрителя в глубину картинного пространства, удаляла от него изображенное, в то время как обратно перспективное построение пространства на иконах приводило к ощущению наплывания изображенного пространства на зрителя – он как бы становился соучастником происходящего.

Все вышесказанное приводит к выводу, что обратная перспектива в иконописи была не просто допустима, но нередко и безусловно необходима, если учесть назначение икон.

Прежде чем приступить к поиску причин, по которым иконописцы проявляли столь странный с современной точки зрения интерес к таким необычным приемам пространственным построений, необходимо предварительно остановиться на одной особенности средневекового мышления. По представлениям того времени, созерцание является в известном смысле высшей формой познания. Существуют два пути познания: путь логического мышления и путь созерцания. Логическому мышлению, преимущества которого достаточно очевидны, присущ, однако, существенный недостаток: оно идет от одной частности к другой путем строгих умозаключений, но при этом всегда остается в плену рассматриваемых частностей. Созерцание лишено этого недостатка. Оно дает картину хотя и лишенную подробностей, но зато обладающую свойством полноты. Со средневековой точки зрения помимо своего обычного смысла предметы имеют и высший смысл.





Другие новости раздела

Популярные новости

03.03.2021
Газета «Небесный Покров» является периодическим изданием Воскресной школы Покровского кафедрального собора имени свщмч. Иакова, архиепископа Барнаульского, Барнаульской епархии Алтайской митрополии. Первый номер газеты вышел в ...
7163
24.02.2021
Сретение Господне – двунадесятый праздник о встрече Бога с человеком и человека с Богом. Праздник этот был всегда любим на Руси простым людом. И в наше время тонко чувствующие и литературно одаренные натуры откликались на духовное содержание ...
290