Бийск 245
Градо-Бийская Александро-Невская церковь
По улице Красноармейской (дом 85), бывшей Александровской, в современном административном центре города возвышается полуразрушенное здание некогда величественной и строгой по красоте и архитектуре Градо-Бийской Александро-Невской церкви.
Краснокирпичная церковь была заложена на месте старой деревянной 8 октября 1900 г. Автором проекта стал талантливый Томский губернский архитектор С.В. Хомич. Строился храм на капитал, завещанный потомственным почетным гражданином, бийским 1-й гильдии купцом А.В. Соколовым, а также купцами-благотворителями А.И. Хакиным, В.М. Рыбаковым и старостой церкви, владельцем бийской иконостасной мастерской А.А. Борзенковым. Часть денежных сумм была собрана прихожанами. 9 октября 1905 г. при огромном стечении народа храм был торжественно освящен Преосвященнейшим Иннокентием (Соколовым), епископом Бийским, начальником Алтайской духовной миссии[1].
Новопостроенный пятиглавый храм с двухъярусной колокольней стал одним из самых больших православных сооружений Алтая.
Собор имел три престола: главный — во имя святого Благоверного и Великого князя Александра Невского и два других — во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского[2].
Клировая ведомость о храме за 1908 г. сообщает, что «утварью церковь достаточна: имеется 17 полных священнических облачений, 9 диаконских стихарей, 3 сереброзлащенных потира с таковыми же приборами, 2 напрестольных Евангелия, одно серебропозлащенное, а другое медное высеребренное; 2 требных Евангелия малого размера; 4 серебряных позлащенных креста»[3].
Соборная библиотека в 1908 г. насчитывала 195 книг[4].
По Высочайше утвержденному для Томской епархии штату в состав причта входили два священника и два псаломщика[5].
Первым настоятелем нового храма до осени 1908 г. был священник Василий Климов. Он же был и последним настоятелем деревянной Александро-Невской церкви, назначенным к ней в 1902 г. Впоследствии о. Василий дважды от городского и сельского населения Бийска и Бийского уезда направлялся «выборщиком» в Томское губернское собрание. 2 ноября 1908 г. Климов стал членом Государственной Думы Российской империи III созыва от Томской губернии. Примкнув к фракции беспартийных прогрессистов, он работал в трех комиссиях: рабочей, переселенческой и по городским делам. Постоянно выезжая по уездам Томской губернии, о. Василий особое внимание уделял «труждающимся и обремененным», а также торгово-промышленным служащим, активно решая их вопросы в Государственной Думе[6]. После революции 1917 г. снова служил в Томской епархии. Дважды, в 1930 г. и 1937 г., подвергался арестам УО НКВД по статье 58–10, 11 по обвинению в антисоветской агитации. Решением Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 26 августа 1937 г. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение буквально на следующий день. «Постановлением Президиума Южно-Казахстанского областного суда от 5 июня 1958 г. дело в отношении священника Климова производством было прекращено, и он посмертно реабилитирован». Место его захоронения неизвестно[7].
Справочная книга по Томской епархии за 1909–1910 гг. сообщает краткую информацию о священно- и церковнослужителях собора, составлявших его причт. Старшим священником-настоятелем тогда являлся Нил Глушинский, 44 лет, назначенный на эту должность в 1908 г. Он окончил курс Витебской духовной семинарии и 20 августа 1889 г. был рукоположен в сан иерея. Состоял депутатом от духовенства на окружных и общеепархиальных съездах, являлся членом Бийского отделения епархиального училищного совета, был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой и Библией от Святейшего Синода.
Младшим священником с мая 1907 г. состоял иерей Георгий Серебрянский, 27 лет, выпускник Томской духовной семинарии.
Послушание псаломщиков исполняли окончившие курс Бийского миссионерского катехизаторского училища диакон Василий Мутовин, 25 лет и Иван Ковалев, 32 лет[8].
Старостой церкви, как свидетельствуют ежегодные клировые ведомости, с 1905 г. по 1912 г. был владелец бийской иконописно-иконостасной мастерской мещанин А.А. Борзенков. За многолетние труды к 6 мая 1914 г. он Всемилостивейше пожалован по ведомству православного исповедания золотой медалью «За усердие» на Анненской ленте для ношения на груди[9]. В 1913 г. его сменил Г.О. Яговцев[10]. Указом Томской духовной консистории от 4 июня 1915 г. за № 15116 старостой избран бийский мещанин В.А. Потанин[11].
В ведении прихода находились: деревянная Никольская часовня, построенная на Ярмарочной площади в память Священного коронования Государя Императора Николая II и освященная 8 сентября 1897 г. Преосвященнейшим Мефодием (Герасимовым), епископом Бийским; женская Александро-Невская церковно-приходская школа; три школы ведомства Министерства Народного Просвещения[12].
В 1911 г. к приходу было приписано 977 дворов, где проживало 3911 душ мужского пола и 4060 женского. В состав прихода также входил выселок Мочище, находившийся в 3-х верстах от церкви[13].
В 1920-е гг. храм, один из немногих в Бийске, находился в ведении Тихоно-Сергиевского толка, имел сильную и многочисленную общину, являлся кафедральным собором «староцерковников»[14]. В эти годы в церкви служили: протоиереи Тихон Смородинов и Александр Ардашев, иереи Тихон Завадовский, Анисим Шалаев, протодиакон Александр Кикин и диакон Прокопий Маслов[15].
Екатерина Васильевна Смородинова, современница собора и родственница одного из последних настоятелей протоиерея Тихона Андреевича Смородинова, в 1990 г., когда ей было уже 87 лет, вспоминала: «Церковь была увенчана колокольней, выглядела также, как Успенская.., огорожена была железной оградкой. Внутри был большой иконостас, много красивых позолоченных икон. А лестница застлана красной ковровой дорожкой, окаймлена железными клетками…
Осенью (август или сентябрь) 1937 г. прямо в церкви после проповеди был арестован Тихон Андреевич. Его вели в церковном одеянии мимо наших окон два милиционера. Это был незаурядный человек. Было у него семеро детей. В годы гражданской войны он спас 12 человек от белогвардейцев, раскрыв рясу и не позволив стрелять…»[16].
Решением оргкомитета крайкомиссии по культам от 15 апреля 1939 г. за № 3005, Александро-Невская церковь была закрыта[17].
С декабря 1941 г. и до настоящего времени в здании храма размещается кузнечный участок и склады эвакуированного в годы Великой Отечественной войны завода «Электропечь»[18].
В 1940-е гг. была снесена стройная колокольня, завершение главного центрального купола, надпредельные главы, убраны главы и накупольные кресты[19]. В советские послевоенные годы к храмовому зданию пристроены производственные помещения, произведена внутренняя перепланировка.
Возведенное в формах эклектики здание церкви, несмотря на перестройки, является ценным культовым памятником истории и архитектуры регионального значения. В его интерьере, в центральной алтарной части, частично сохранились первоначальные высокохудожественные настенные росписи с изображением Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святого Александра Невского и святителя Алексия, митрополита Московского, фрагменты декоративной лепнины.
Сохранившиеся фотографии общего вида здания, этапов разборки колокольни[20], вполне позволяют воссоздать первоначальный внешний облик храма.
С середины 1990-х гг. Барнаульской, а затем и Бийской епархиями, совместно с Администрацией г. Бийска и Алтайского края ведутся переговоры о возвращении храма РПЦ с Советом директоров ОАО «Электропечь», в собственности которого он и находится[21].
В 2015 г. кузнечное оборудование в храме было демонтировано.
Несомненно, вновь открытая и отреставрированная Александро-Невская церковь придала бы современному административному району г. Бийска особый статус православного центра Алтая, повысила эстетическую привлекательность ландшафта, способствовала духовному росту бийчан и паломников, стала бы еще одним символом и оплотом православной веры.
Павел Коваленко, кандидат исторических наук
[1] ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3279. Л. 30. Клировая ведомость о церкви Томской епархии города Бийска во имя св. благоверного Великого Князя Александра Невского за 1905 год.
[2] Там же. Л. 30.
[3] Там же. Л. 30, 30 об.
[4] ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3489. Л. 43 об. Клировая ведомость об Александро-Невской церкви Томской епархии гор. Бийска благочиния Градо-Бийских церквей. За 1908 год.
[5] ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3489. Л. 42. Клировая ведомость о Александро-Невской церкви Томской епархии гор. Бийска благочиния Градо-Бийских церквей. За 1908 год.
[6] Сибирский торгово-промышленный календарь на 1911 г. – Санкт–Петербург, 1911. – С. 29–30.
[7] МАДМ. ОФ. Инв. № 3455. Пригласительный билет на вечер памяти иерея Василия Климова с биографической справкой о нем. г. Бийск. 2009 г.
[8] Справочная книга по Томской епархии за 1909–1910 гг. – Томск. 1911. – С. 130–131.
[9] Высочайшие награды // Томские епархиальные ведомости. – 1914. – № 15. – часть офиц. – С. 263.
[10] Утверждены в должности церковного старосты // Томские епархиальные ведомости. – 1913. – № 1. – С. 20.
[11] ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4418. Л. 7 об. Клировая ведомость Градо-Бийской Александро-Невской церкви Томской епархии, благочиния № 24-го округа. За 1915 год.
[12] ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3930. Л. 38, 38 об. Ведомость о церкви во имя Святого Благоверного и Великого князя Александра Невского, в гор. Бийске Томской епархии, за 1911 год.
[13] Там же. Л. 49.
[14] ГААК. Ф. 138. Оп. 1. Д. 123. Л. 30. Доклад Бийского епархиального церковного управления.
[15] МАДМ. НВФ. Инв. № 455. Подшивка документов и материалов по Александро-Невской церкви г. Бийска за 1920-1939 гг.
[16] Штраух Н. Храм оставленный – все храм… // Партнер. – 2010. – № 1. – С. 8-9.
[17] ГААК. ФР. 1692. Оп. 1. Д. 1. Л. 9. Сведения о закрытии церквей по районам Алтайского края за 1938–1939 гг.
[18] Алейников М.В. «Электропечь» // Бийск: энциклопедия. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. – С. 360–361.
[19] МАДМ. НВФ. Инв. № 149.
[20] МАДМ. НВФ. Инв. № 378. Альбом фотографий «Градо-Бийская Александро-Невская церковь. 1910-е гг. –
1942 г.».
[21] МАДМ. НВФ. Инв. № 538. Обращения за 1990–2014 гг. Бийского благочиния Барнаульской епархии РПЦ о возвращении Александро-Невской церкви г. Бийска.