Новости Патриархии 814

Синодальный отдел религиозного образования провел вебинар, посвященный практическим рекомендациям в сфере приходского просвещения

16.07.2020

14 июля 2020 года руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко) провел вебинар «Основы приходского просвещения: практические рекомендации».

В начале вебинара священник рассказал о концептуальных основах приходского просвещения, затем подробно остановился на ряде серьезных проблем в сфере наставления в вере, развития духовной жизни детей и взрослых, их молитвенной и литургической жизни.

Руководитель сектора приходского просвещения выделил следующие три группы негативных факторов, влияющих на формирование проблем в указанных областях.

1) Негативные факторы, влияющие непосредственно на детей:

  • несоразмерность богослужебного чина Литургии (длительность, сложность структуры и содержания) со способностью ребенка воспринимать его в полном объеме;
  • возрастная неспособность принять богословские понятия на том языке, как их излагают взрослые, а также в целом непонимание детьми смыслов Литургии и смысла своего участия в ней;
  • проблема качественного участия детей в богослужении: ребенка вынуждают быть пассивными на Литургии, что является для него противоестественным и вызывает отторжение;
  • проблемы участия «особых» детей в Литургии — детей с ментальными и другими нарушениями (отсутствие специфических организационных условий, мешающих позитивному взаимодействию с детьми, в том числе отсутствие пандусов, тактильных икон, сурдоперевода и т.д.; недостаток осведомленности прихожан об особенностях детей, что приводит к неприязненному или отстраненному отношению, навешиванию негативных ярлыков на родителей и детей — например, «диагностирование» одержимости, наказания Божия за грехи родителей и т.д.);
  • отсутствие мотивации у ребенка, следствием чего становится появление ярких негативных эмоциональных реакций у детей; с одной стороны, дети, для которых церковная жизнь нова, могут испытывать в храме страх, с другой стороны, для детей, с младенчества привыкших к Церкви, она становится обыденной, потому они не испытывают трепета, равнодушны к Литургии и таинствам.

2) Негативные факторы, влияющие на детей опосредованно, через родителей:

  • неучастие родителей в таинствах, что дает негативный пример для подражания;
  • незаинтересованность родителей в собственном образовании и духовном просвещении;
  • полная или частичная пассивность родителей в деле религиозного воспитания своих детей;
  • неразумное, безответственное применение родительской власти, выражающееся в принудительном для ребенка участии в таинствах, обрядах, молитвах.

3) Негативные факторы, которые могут проявляться в отдельных случаях через настоятеля (духовенство) и прихожан:

  • отсутствие у настоятелей и приходских наставников мотивации, стремления к тому, чтобы включать детей в Литургию, находить им занятия или послушания в храме;
  • неблагополучный эмоциональный фон на приходе (осуждение родителей, сплетни и ссоры, цинизм или лицемерие тех, кто выполняет церковные послушания), агрессивное поведение взрослых по отношению к детям;
  • неустроенность храма для семей с маленькими детьми, детьми с особыми потребностями.

Вебинар Синодального отдела религиозного образования и катехизации можно просмотреть в записи.





Популярные новости

12.01.2021
Победители Городского конкурса рождественской колядки (библиотека-филиал №20, пр. Ленина, 165). 1 место - Народный ансамбль «Русская песня» и Хор воскресной школы Храма апостолов Петра и Павла «Звоница». 2 место – ...
1257
17.01.2021
Ежегодный  крестный ход в праздник Крещения Господня пройдет 19  января  2021 года по двум маршрутам: с 10.30 - от Знаменского женского монастыря (ул. Большая Олонская, 24 ) до  реки Обь  в районе ...
743