Новости митрополии 2205

Осенью откроется реконструированный духовно-образовательный центр села Усть-Чарышская Пристань

20.08.2018
Источник информации: Алтайская правда
Адрес новости: http://ap22.ru/paper/Osen-yu-otkroetsya-rekonstruirovannyy-duhovno-obrazovatel-nyy-tsentr-sela-Ust--Charyshskaya-Pristan.html



Осенью откроется для посетителей реконструированный духовно-образовательный центр села Усть-Чарышская Пристань, в который вошли дом священника, церковно-приходская школа и сельский храм. Культурологический проект «Наследие волостного села» реализует на средства президентского гранта благотворительный фонд «Воскресение».

Многие годы исторические здания конца XIX века стояли в запустении. Еще до получения гранта участники проекта начали с того, что вывезли тонны мусора, привели территорию в порядок. Более полутора миллионов рублей гранта хватило, чтобы восстановить памятники культуры. Местные мастера освоили почти забытые технологии, чтобы воссоздать оригинальную лепнину или двускатную крышу. Они используют те же материалы, что применялись и 125 лет тому назад: песок, адсорбирующую микробы и грибок известь, деревянную дранку, качественное кровельное железо. А для вящей достоверности сверяются с архивными документами.

С нуля возводится лишь храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского, там, где в 1936 году большевики сожгли старую сельскую Богоявленскую церковь. Настоятель храма отец Никандр, в миру Николай Речкунов, – человек неординарный. Победитель краевого телепроекта «Живут такие люди», публицист, исследователь-историк, общественник. Сейчас он с утра до вечера на стройке, но все же нашел время, чтобы рассказать «АП» об удивительных находках, сделанных во время разбора старых завалов и воссоздания живого музейного пространства:

– Когда начинаешь искать, прошлое откликается. Его связь с нашим временем и будущим – живая, подвижная. Вот нашли, к примеру, фото церковно-приходской школы и у меня даже руки затряслись! На нем помещение, которым мы как раз сейчас и занимаемся. Без этого снимка в газете «Алтайский крестьянин» столетней давности мы лишь предполагали, какой была школа,  в которой училось более двухсот ребятишек, а теперь знаем это наверняка.

Правда, есть в центре исторической площадки и еще один новодел. Кирпичная коробка, торчащая ни к селу ни к городу, – проблема для мастеров-реставраторов. Здание – собственность предпринимателя из Алейска, открывшего в нем магазин ритуальных услуг. Кто-то из строителей, нечаянно услышав наш разговор, обронил походя: «Не идет у них торговля венками-то, Бог не Тимошка, видит немножко» – и дальше пошел по своим делам.

Загадки

«Объект» не раз подкидывал загадки, и не сразу удавалось ответить на вопрос: «Для чего это?» Когда под слоем настенной штукатурки в доме священника нашли паз, задумались, какой конструктивный элемент был в него врезан. Оказалось, проектом в сельском доме XIX века был предусмотрен теплый туалет. Но не это самое интересное. По санитарным нормам выгребная яма должна располагаться подальше от здания, но она – прямо под домом! Головотяпство строителей? Отнюдь. П-образный периметр старинного фундамента подсказал, что надо искать дальше. Так обнаружили трубу, которая выводила биогаз из ямы в печь-голландку. Даже в лютые морозы хватало малой охапки дров, чтобы воспламенить газ в топке и обогреть весь этот большой и некогда многодетный дом.

– Есть отличие этого здания от обычного музея, – сообщил отец Никандр. – Здесь все восстановленные экспонаты – рабочие. Печь Утермарка, деревянные оконные переплеты или венские стулья из бука, ортопедичные, не вызывающие сколиоза…

Тесаный шлифованный брус, перекрестье перекладин, на нем для усиления конструкции – еще одно бревно, и только потом стропильная нога, в деревянном зодчестве именуемая куриной, – так делали 125 лет назад двускатные крыши. Эта конструкция еще век простоит, поэтому во время реставрации ее менять не стали. Разница с примитивизмом пристройки советских времен очевидна даже мне, ничего не смыслящей в строительстве.

В этой части чердачного пространства дома священника, разбирая в 2012 году подгнивший потолок, рабочие нашли клад. Не золото, не бриллианты – сокровище иного толка. Пакетики с семенами гороха и других культур, датированных 1902 годом. Находкой заинтересовались ученые Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова. Возможно, изучение генного кода давно утраченных сортов поможет им с восстановлением сортового разнообразия и разрешит конфликт между качеством и количеством в массовом производстве продовольствия. Не секрет, что предки наши были крепче, здоровее, а в чем-то и умнее нас.

Удивила найденная деловая переписка, ее стиль. Подумать только, так писали друг другу купцы, чьи дома и магазины стояли на улице Миллионной (ныне  1 Мая)! «Милостивый государь,  в ответ на ваше любезное письмо имею честь сообщить, что клепка у меня на складе хотя и имеется в достаточном количестве, но только исключительно первого сорта, цена не менее 75 копеек…, а второго сорта боле не осталось… Недели через две у меня получится большая партия по очень недорогой цене. Если вам будет нужно, прошу сообщить. Со смиренным почтением, доверенный Карла Иргенсена».

Конспираторы

Европейские фамилии в документах, свидетельствующих об экономическом процветании села, встречаются часто. Основой благоденствия было сливочное масло. На его экспорте делали выгодный бизнес, обосновавшись в алтайском селе, торговые представительства Германии, Швеции, Франции, Голландии… Но сначала были эстонцы. Представителей народа, у которого в крови культура работы с молоком, манили благоприятный климат, в котором можно было получать несколько укосов за лето, и жирное молоко, которое, как известно, у коровы на языке. Правда, привезенные из Эстляндии сепараторы местные крестьяне поначалу считали дьявольской затеей, но затем оценили по достоинству вкус, полезность и прибыльность свежих сливок и масла.

Отец Никандр рассказывает, что долго не удавалось расшифровать переписку переселенцев с соотечественниками. Не могли соотнести тексты ни с одним из известных европейских языков учителя иностранного и преподаватели Лингвистического института БГПУ. Оказалось, письма на родину писались на староэстонском – для конспирации, чтобы никто не понял. Эстонцы приехали на Алтай без денег, скрывая этот факт. Нужно ведь было рассчитываться с населением за приобретенное молоко… Вот что говорится в одном из таких писем: «Мы не можем платить, наверное, нас скоро на вилы поднимут…» Встав на ноги за несколько лет, многие вернулись на родину, но те, кто остался, и в советское время работали и даже возглавляли предприятия по переработке молока.

Поиск следов работавших на Алтае эстонцев привел отца Никандра в Эстонию. Здесь, в Пюхтице, монастыре близ Чудского озера, увидел много похожего в организации быта коренных жителей и переселенцев на Алтай. Так, в Усть-Чарышской Пристани до сих пор складывают «по-экстонски» пирамидальные поленницы.

История – море, в которое впадают судьбы, события, имена. Оно не обмелеет, даже если умышленно замалчивать их и не писать в учебниках о том, что до прихода советской власти высокими темпами развивались бизнес, медицина, образование, жили люди с горячим сердцем, готовые отдать все свои силы служению Родине. И если у нас на каждом шагу стоят памятники Ленину, то почему бы не поставить хотя бы один в Усть-Чарышской Пристани – Николаю Ивановичу Ступакову, например, предпринимателю, меценату, попечителю маленького алтайского села, кормившего Европу...





Популярные новости

03.03.2021
Газета «Небесный Покров» является периодическим изданием Воскресной школы Покровского кафедрального собора имени свщмч. Иакова, архиепископа Барнаульского, Барнаульской епархии Алтайской митрополии. Первый номер газеты вышел в ...
7249