Новости митрополии 0

Обращение епископа Максима к участникам конференции "Человек в медицине"

24.04.2010

Уважаемый Валерий Михайлович! Уважаемые участники научно-практической конференции!

В нашем городе мы впервые проводим столь значимое мероприятие, выражающее плодотворное соработничество Органов здравоохранения и Барнаульской епархии Русской Православной Церкви. В этой аудитории ученые, работники здравоохранения, духовенство, представители студенчества трех учебных заведений — Алтайского Государственного Медицинского университета, Базового Барнаульского Медицинского Колледжа, Барнаульской духовной семинарии. Пользуясь случаем, мне бы особенно хотелось поблагодарить уважаемого Валерия Михайловича и в его лице всех сотрудников Медицинского Университета, потрудившихся над тем, чтобы сегодняшнее мероприятие состоялось в стенах этого прославленного и известного не только на Алтае и Сибири, но и в России учебного заведения.

В истории человечества служение врача и священнослужителя неразделимо сосуществовало вместе. При этом нельзя говорить о том, что врачу вверено только попечение о теле, а священнослужителю - попечение о душе. Ибо Православная антропология видит в человеке единую телесно­душевную природу. Святитель Григорий Палама и другие отцы Церкви говорят о том, что высочайшее и неотъемлемое достоинство человека в том, что он являет собой Образ Божий. И Образ Божий в человеке сосредоточен не только в его душевной и духовной организации. Но и тело человека таинственно и непостижимо являет Образ своего Творца.

Согласно Православному вероучению весь человек, в целом, освященный благодатью Таинств Церковных, добродетельной жизнью должен являть собой Храм пребывания Божества-Духа Святого. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога...» (1 Кор. 6, 19).- Сказано в Священном Писании. Поэтому христианин обязан блюсти в чистоте и непорочности не только душу, но и тело, ибо за хранение всего своего естества человек имеет ответственность не только перед самим собой но и Богом: Святой апостол Павел, говорит об этом такие слова: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес 5:23)

Поэтому с первых веков Христианства и до наших дней служение врача окружено в Церкви особым вниманием и почтением. Среди святых врачей древней Церкви мы прославляем св. евангелиста Луку, св. вмч. Пантелеймона, святых бессребреников Коему и Дамиана. А в наши дни имена прославленного в сонме русский святых архиепископа Луки Войно- Ясенецкого и недавно почившего подвижника благочестия митрополита Антония Сурожского - это не только имена широко известные Церкви и медицине, но это имена Русской цивилизации и русской культуры в самом широком смысле.

Возвращаясь к проблеме христианского осмысления служения врача и священника, хотелось бы отметить, что в церковных богослужебных текстах иногда священник именуется врачом, А Церковь — «врачебница» духовная. Исповедь и покаяние именуются исцелением.

Такое понимание исходит из того, что грех, вошедший в мир через падение наших прародителей Адама и Евы, — в самом широком смысле слова — это болезнь. Но болезнь и смерть, как телесная, так и духовная - это не норма, это искажение, повреждение , норма - это здоровье и жизнь. Много сказано

о том, что нравственное преступление - грех разрушает не только душу, но и тело человека. В наши дни, вследствие упадка веры и нравственности, мы видим массовое разрушение и тела и души человека через такие грехи как наркомания, алкоголизм, аборты, игровая зависимость, табакокурение. И эти грехи в наши дни - это не просто частная духовная или медицинская проблема, эти грехи - социальное зло, угрожающее нашему обществу.

А последние годы явили грозные вызовы вообще существованию человека, индивиду и личности, но и как биологическому виду. В сфере биомедицинской этики, остро обозначились проблемы, неизвестные в прежние времена: проблемы трансплантации органов, суррогатного материнства, искусственного оплодотворения, генной инженерии, смены пола, клонирования органов или даже человека, и даже легализации, так называемой, «эвтаназии». В связи с развитием медицинских технологий у некоторых ученых появляется прельщение мнимым всемогуществом и вседозволенностью, я бы назвал это магизмом сознания. Некоторые деятели медицинской науки ставят вопрос о кардинальном переосмыслении самой модели взаимодействия врача и пациента - врач как личность нивилируется, уводится на второй план, на первое место выводится компьютер, робот- манипулятор и т.п.

Конечно, это сложнейшие вопросы требуют самого глубокого научного и богословского осмысления и изучения. Но практическое соработничество Церкви и медицины весьма плодотворно сегодня развивается, в том числе и в нашем регионе. Вспомним, что всего двадцать лет назад не только в стенах этого прославленного Университета, но даже в обычной больнице появление священника было делом абсолютно немыслимым, даже уголовно наказуемым...

А в наши дни комнаты-часовни действуют практически во всех крупных лечебных учреждениях Алтайского края, активно развивается деятельность православного сестричества во имя св. преподобномученицы Елисаветы, а также регионального общества православных врачей России. Хотя, конечно, остаются проблемы взаимодействия Церкви и медицины. Однако, большинство из этих проблем не имеют глубинного принципиального противоречия, но больше являются продуктом предубеждений и пережитком времен гонений на Церковь. Поэтому непосредственное общение духовенства и медицинских работников, в том числе и в ходе данной конференции, должно способствовать преодолению этих непониманий. По собственному опыту общения с работниками медицины могу сказать, что даже на бытовом, человеческом уровне священнику именно медицинские работники и педагоги особенно близки и понятны в своих проблемах и заботах. Особенно важно мне произнести эти слова в этой аудитории, где молодежь и студенчество - будущие врачи и будущие священнослужители.

В темах сегодняшних выступлений поднимаются серьезнейшие вопросы. Сегодня вряд ли мы сможем на все из них ответить. Но необходимо ставить, обдумывать, обсуждать их, быть может, даже спорить... Поэтому, призывая благословение Божие на нашу сегодняшнюю работу, выражаю искренние пожелания плодотворных трудов, интересного общения.

И хотелось бы в заключение отметить, что Общество православных врачей России носит имя святого врача, святителя Луки Войно-Ясенецкого. Имя этого святого особо значимо для нашего города, так как святитель Лука при посвящении в епископский сан был наречен епископом Барнаульским. И, хотя в силу страшных событий гражданской войны и гонений на Церковь, он не смог посетить своего кафедрального града, тем не менее, мы уверены в его небесном молитвенном предстательстве за наш город пред Богом. И поэтому мне хотелось бы внести пожелание о ежегодном проведении чтений, с присвоением им имени святого врача Архиепископа Луки Войно- Ясенецкого.

Благодарю за внимание.

Епископ Барнаульский и Алтайский Максим





Популярные новости

20.11.2021
Предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в пятницу, 20 ноября, исполняется 75 лет. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы,  21 сентября 2015 года, Святейший Патриарх Московский и ...
3715
25.11.2021
В Барнаульской епархии пройдет ежегодный традиционный форум - XII Рождественские образовательные чтения. Краткая программа . Тема чтений: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и ...
2728