Новости митрополии 0

Епископ Максим о алтайских миссионерах — просветителях

23.04.2010

Одной из важнейших задач Алтайской духовной миссии с самого начала ее существования была просветительская деятельность.

Главной по значимости задачей Алтайской миссии было, разумеется, распространение православия среди алтайских племен- просвещение этих «неиспорченных, простых людей с добрым сердцем светом истинного Богопознания». Именно с этой целью постепенно создавались новые миссионерские станы. Но, создавая станы, служители Алтаря никогда не отсиживались на одном месте. Подчас, чтобы донести слово Божье в юрту кочевника, проповедники веры, рискуя жизнью, проезжали сотни вёрст по горным тропам, переправляясь через бурные реки.

Миссионерам необходимо было «переродить» языческий образ мыслей алтайцев в православное мировоззрение, создать особую атмосферу христианского бытия, в которой бы жили и формировались целые поколения. С этой целью миссионерами придавалось большое значение подготовке не только оглашенных, но и их восприемников. Часто отвергнутый сородичами новокрещеный оставался без жилья и средств к существованию и тогда его домом становился дом его восприемников-крестных.

Миссионеры помогали новокрещеным налаживать быт. Строили избы, покупали, по возможности, скот, особенно многодетным. С увеличением числа новокрещеных семей Миссия стала обустраивать особые миссионерские селения для новокрещёных «инородцев».

Ни одна сторона жизни инородцев не обходилась без внимания миссионеров. Свидетельство тому слова протоиерея

Стефана Ландышева: «Некоторые весьма ошибочно полагают, что

!

дело миссионера есть только проповедь и учение новообращенных, между тем как не меньше занимают его неизбежные хлопоты и попечения о благоустроении домашнего быта новообращенных, обыкновенно со времени крещения только начинающих жизнь оседлую и вступающих в христианское общество; очень часто он должен бывает служить, и не через других, а лично, больным; часто ему, и для своих детей не имеющему прислуги, по необходимости приходится иногда даже ходить за безприютными детьми новокрещеных».

Однако истинное просвещение немыслимо без грамотности. Миссионеры создают письменную грамматику алтайских наречий. Это заметно сближает их подвиг с подвигом славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

До прихода в Горный Алтай православных миссионеров здесь не было ни одной даже начальной школы. Первыми школами стали дома миссионеров. В крайне стесненных условиях учились грамоте первые из новокрещенных. Когда крещеных в том или ином селении становилось достаточно заметное количество, возникала необходимость создания постоянно действующих школ. В наиболее бедных селениях строились молитвенные дома-школы с совместными функциями, в более зажиточных — отдельные здания школ. Иногда они размещались в арендуемых помещениях.

Школа, по словам создателя системы «инородческого» образования в России Н.И. Ильминского, должна была стать местом, где дети не только получают знания, развивающие ум, но и воспитываются в духе православной веры. Немаловажное значение при этом он придавал совместному обучению детей.

Состав учащихся школ Миссии по национальному признаку и происхождению был довольно разнообразным. К примеру, в 1889 г. в Мыютинской школе обучались 42 ученика от 8 до 12 лет; из которых 38 чел. были из коренных жителей, один — из крестьян и трое — из мещан. В 1914 г. в 82 учебных заведениях Миссии обучалось 3261 человека. В приеме в школу не отказывали даже некрещеным. Так, например, в 1895 г. в Пешпельтире Чемальского отделения Алтайской миссии обучалось 6 детей некрещеных инородцев.

Был еще один показательный факт. Некоторые некрещеные демичи (старшины) пытались создавать некую альтернативу Миссии. В частности, в Соок-Ярыке была создана языческая школа. Но в итоге получилось следующее. Из-за недостатков кадров организаторы языческой школы грамоты вынуждены были просить вести преподавание в ней сотрудника миссии. Некоторые ученики изъявили желание креститься, хотя миссионер не проповедовал в этой школе. Как вспоминает протоиерей Михаил Чевалков, к нему обратился один из учеников с просьбой о крещении. Миссионер стал отказывать в этом, опасаясь, что демич-язычник обвинит его в том, что миссионеры «расстраивают дело Соок-Ярыкской школы». Только после усиленных просьб и соизволения старшины мальчик- алтаец из языческой школы был крещен. За этим последовало еще несколько крещений. В конце концов организаторы, так называемой «языческой» школы грамоты даже позволили преподавать Закон Божий.

Следует сказать, что постепенно процесс обучения в миссионерских школах приобретал более упорядоченный характер. Они влились в общую систему православного образования в России, подразделившись на церковно-приходские школы и школы грамоты. Согласно узаконенным правилам, первые подразделялись на одноклассные школы с двухлетним сроком обучения и двухклассные — с четырёхлетним. К началу 20 в. в Алтайской миссии сложилась достаточно чёткая система учебных заведений, где из 54 школ одна была двухклассной, 30 одноклассных (из них одна мужская, 3 женских и 26 смешанных) и 23 школы грамоты.

Таким образом, деятельность Алтайской духовной миссии, образованной в 1830 г., была весьма многогранной и в первую очередь, просветительской по своей сути.

Назовем наиболее яркие имена алтайских миссионеров — просветителей. Это основатель миссии преподобный архимандрит Макарий (Глухарев), протоиерей Стефан Ландышев, архимандрит Владимир (Петров), святитель Макарий (Невский), архиепископ Иннокентий (Соколов), протоиерей Василий Вербицкий; из коренного населения — миссионеры — представители первой алтайской интеллигенции — протоиерей Михаил Чевалков, священник Иоанн Штыгашев, священник Стефан Борисов и многие другие труженики на ниве просвещения народов населявших Г орный Алтай.

И сейчас, когда вновь, после многолетнего перерыва, с 1994 года на территории входящей в рамки Барнаульской Епархии возобновилась активная миссионерская работа, полезно исследование опыта ее прошлого. Тем более, что на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года вопрос о миссионерском делании прозвучал как один из самых насущных. Святейший Патриарх Алексий II в обращении к участникам Съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, состоявшейся в 1996 г говорил:

«Возрождая сегодня прерванную в предреволюционные годы традицию миссионерского единения, Церковь наша, как и прежде, руководствуется заповедью Христа Спасителя, данной своим ученикам в последней беседе перед Вознесением: »Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам« (Мф. 28, 19-20). Именно поэтому изучение жизнедеятельности и благовестнических трудов замечательных миссионеров прошлого будет способствовать возрождению лучших традиций Русской Православной Церкви, а знакомство с памятниками их деятельности, бесценный опыт их послужит подготовке тех, кто будет призван на жатву Господню в будущем.»

В 1910 году в Иркутске состоялся миссионерский съезд, на котором были подведены некоторые итоги миссионерской деятельности Русской Православной Церкви за XIX в. и первое десятилетие нынешнего столетия. И среди многочисленных Миссий, действовавших внутри страны, Алтайская духовная миссия получила наибольшее признание, была названа "образцом и руководителем» для других миссий и в этом несомненная заслуга алтайских миссионеров, как христианских благовестников.

Епископ Барнаульский и Алтайский Максим





Популярные новости

25.11.2021
В Барнаульской епархии пройдет ежегодный традиционный форум - XII Рождественские образовательные чтения. Краткая программа . Тема чтений: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и ...
3747
22.11.2021
14 декабря в Барнауле пройдет концерт, посвященный 800-летию святого благоверного великого князя Александра Невского "Александр Невский - защитник русской земли". В программе: - госудаственный ансамбль песни и танца Алтай им. А. ...
1492