Новости митрополии 0

Епархиальное собрание подвело итоги

23.03.2011

Ежегодное епархиальное собрание священнослужителей и мирян — одно из важнейших событий в жизни Барнаульской епархии. В этом году оно прошло в Барнауле 22-23 марта, как обычно, на третьей седмице Великого поста. На нем присутствовали 135 священников, 15 диаконов и 136 мирян.

22 марта в Покровском кафедральном соборе был отслужен молебен, после чего сделано общее фото, а затем прошли традиционные собрания по благочиниям. После трапезы состоялось заседание епархиального совета, а для духовенства и мирян в Покровском кафедральном соборе была проведена общая исповедь.

В среду, 23 марта епископ Барнаульский и Алтайский Максим в сослужении членов Епархиального совета и благочинных совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Все священнослужители епархии и некоторые миряне причастились Святых Христовых Таин.

Епархиальное собрание началось в 13-00 с общей молитвы. Была утверждена повестка дня, избран заместитель председателя собрания и секретариат.

С докладом по итогам работы епархии в 2010 г. выступил Преосвященнейший владыка Максим. Он осветил различные стороны деятельности епархии.

В минувшем году правящим архиереем было совершено Литургий — 78; всенощных бдений — 41; Литургий Преждеосвященных Даров — 4; Великих повечерий с каноном Андрея Критского — 5; пассий — 3. Богослужения правящим архиереем совершались во всех благочиниях епархии. Кроме молитвенного общения такие поездки дают возможность более глубокого изучения проблем приходской жизни. Традиция пасхальных богослужений, совершаемых владыкой Максимом при участии хора воспитанников БДС и Регентской школы, имеет особое значение. Эти богослужения имеют миссионерское измерение, прежде всего для молодежи.

В последние годы в городских храмах уже невозможно себе представить праздничные богослужения без участия детей. На сельских приходах — это также должно стать обязательным. В настоящее время стоит вопрос о стандартизации образования в приходских воскресных школах, о проведении экзаменов. Но главный экзамен — это участие детей в богослужениях. Если привита любовь к богослужению — это определенная гарантия воцерковления, будущей нравственной и духовной жизни детей. То же самое можно сказать и о мирянах, и о духовенстве.

Административная деятельность правящего архиерея осуществлялась при соборном участии духовенства и мирян. Важнейшие действа — богослужения, крестные ходы, церковно-общественные мероприятия и конференции проходили предварительное обсуждение и планирование на заседаниях епархиального совета, совещаниях благочинных, оргкомитетах празднований. В ходе совместных обсуждений выстраивалась стратегия и тактика церковной политики в области образования и катехизации, социального служения, миссионерства и работы с молодежью и воинами.

Состав епархиального совета уже в течение ряда лет формируется не по принципу приближенности тех или иных священнослужителей к правящему архиерею, не по весомости авторитета тех или иных клириков в глазах светских органов и бизнес-сообществ. Епархиальный совет формируется так, чтобы он являлся консолидирующей силой всей нашей епархии. Чтобы каждый батюшка из дальнего прихода видел не только свои проблемы, но и масштаб проблем, стоящих перед епархией. И через вовлечение в работу епархиального совета и осознание общих епархиальных задач духовенство было бы способно преодолевать в себе ощущения местничества.

Важнейшим органом выражения соборности и единства Церкви стало формирование, по благословению священноначалия, состава епархиального суда. На прошлом собрании был выбран состав суда, и в минувшем году этим составом судей было рассмотрено несколько дел. На рассмотрение данного органа правящим архиереем выносятся самые сложные вопросы церковной жизни.

Согласно Уставу РПЦ «епархиальный архиерей является полномочным представителем Русской Православной Церкви перед соответствующими органами государственной власти и управления по вопросам, относящимся к его епархии». Исполнение этого пункта Устава является важной составляющей административной деятельности правящего архиерея. В выступлении перед клириками г.Москвы Святейший Патриарх Кирилл подробно коснулся вопросов взаимодействия священноначалия РПЦ с представителями светских властных структур различного уровня.

В частности, Его Святейшество отметил: «Взаимодополняющее и деятельное соработничество власти, общества и Церкви во имя народного блага полезно всегда, но оно становится особенно востребованным тогда, когда возникает сугубая необходимость в консолидации народных сил… важно помнить, что единая задача Церкви, власти и общества состоит, в частности, в том, чтобы … поддерживать многосторонний диалог, практически развивать идеи социального партнерства во имя обеспечения поступательного и мирного развития страны, своевременного и эффективного решения сопровождающих его проблем».

Эти слова Святейшего Патриарха заставляют задуматься об ответственности Церкви за современное состояние общества. Кого-то может пугать активность Церкви, но с большой уверенностью можно сказать, что пугает она те силы, которые не в столь далеком прошлом стремились либо совершенно уничтожить Церковь, либо вогнать ее в общественный вакуум, в своеобразное гетто. В реальности Церковь — это всегда важнейший институт общественной жизни. И данные контакты с органами государственной власти, напротив, еще недостаточны и находятся на начальном этапе. Да, пока относительно невелико число воцерковленных прихожан, но бОльшая часть нашего общества, воспитанная многовековой православной культурой, имеет подлинно православное понимание и измерение таких основополагающих ценностей как нравственность, справедливость, патриотизм, красота, честь.

Именно поэтому от самого тесного соработничества Церкви с государственной властью, другими органами управления зависит и экономическая, и социальная стабильность, и дальнейшее развитие нашего общества. В то же время непосредственное участие духовенства в политических партиях, агитация в пользу тех или иных партий или кандидатов недопустимы.

В целом, владыка оценил соработничество Барнаульской епархии и органов государственной и местной власти Алтайского края и Республики Алтай как положительное и конструктивное.

Имели место многократные рабочие встречи с Губернатором Алтайского края А.Б. Карлиным, председателем АКЗС И.И. Лоором, главным федеральным инспектором в Алтайском крае В.С. Власовым. Особо владыка отметил добрые, рабочие и доверительные отношения, сложившиеся у Барнаульской епархии с Администрацией Алтайского края во главе с А.Б. Карлиным и его заместителем С.А. Локтевым. Стало традицией участие правящего архиерея в краевых общественных празднованиях, таких как годовщины Великой Победы, чествование ветеранов, Дни славянской письменности и культуры, Дни народного единства. Желанными и обязательными гостями являются руководители всех ветвей власти и властных структур на архиерейских приемах в Барнаульском епархиальном управлении по случаю празднования Святой Пасхи и Рождества Христова. Весьма значимым для епархии было приглашение, направленное правящему архиерею от Администрации Алтайского края, принять участие в работе учительского съезда Алтайского края в минувший юбилейный Год учителя, а также в мероприятии по чествованию семей Алтайского края в День семьи, любви и верности, приуроченном к Дню памяти святых благоверных кн. Петра и кн. Февронии.

В минувшем году правящий архиерей продолжил свою работу в Общественной палате АК — чрезвычайно интересную и многогранную. В частности, обсуждались вопросы межнационального и межрелигиозного мира в нашем регионе, вопросы образования, медицины и социального служения.

Много внимания уделялось диалогу с сообществом научной и творческой интеллигенции, учительством. Наиболее значимыми стали конференции и семинары, состоявшиеся в г.Барнауле и в Горно-Алтайске по вопросам преподавания ОПК, участие в научно-медицинской конференции «Марфо-Мариинские чтения». В Барнауле, Майме, Горно-Алтайске прошли торжества, посвященные 180-летию Алтайской Духовной Миссии. В стенах БДС под председательством правящего архиерея в рамках научно-практической конференции «Молодежь — Барнаулу» уже в третий раз успешно работала секция «Православная теология и духовная культура России».

Совмещение послушания правящего архиерея с ректорством в Барнаульской духовной семинарии позволило владыке более объемно видеть и оценивать состояние образовательного уровня и потенциал духовенства на приходах епархии. Так, большинство священнослужителей либо окончили нашу духовную школу, либо продолжают обучение по форме экстерната. По словам владыки, более чем двадцатилетний его опыт церковного педагога подсказывает, что есть прямое соответствие между прилежанием воспитанника и будущим исполнением им пастырских обязанностей. То же самое можно сказать о духовном климате на приходе, отношении настоятеля к взаимодействию с молодежью, крепкой воскресной школой и количеством абитуриентов, желающих поступить в духовную семинарию от данного прихода. Причинами сокращения абитуриентов в духовные школы являются как демографические факторы, так и секуляризация общества. Снижение числа поступающих в последние годы отмечается во всех семинариях. Однако, несмотря на это, с ряда приходов почти каждый год продолжают направляться абитуриенты, имеющие качественную подготовку.

Отчасти проблему абитуриентов помогает решать пансионат при семинарии. Однако настоятелям, рекомендующим детей в данное заведение, следует особо обращать внимание на нравственный уровень ребят. Конечно, беспроблемных подростков не бывает. Но пребывание в пансионате требует определенной дисциплины, способности к коллективному проживанию. И хотя после окончания пребывания в пансионате воспитанники абсолютно свободны в выборе дальнейшего пути, все же необходимо было бы иметь в виду их будущее возможное обучение в БДС. Поэтому настоятели приходов должны стараться подбирать кандидатов для пансионата из верующих семей. И прежде всего, семей, испытывающих материальные трудности, чтобы пансионат виделся в качестве реальной помощи от Церкви верующим родителям, желающим дать духовное образование своим детям.

Владыка привел некоторые статистические данные. На сегодня в Барнаульской епархии — 256 храмов и часовен, из них 2 собора, 5 монастырских храмов и 50 часовен. Кроме того, 32 храма в стадии строительства. На приходах епархии совершают служение 168 священников и 15 диаконов; всего 183 клирика. В том числе в монастырях совершают служение 7 священников и 1 диакон. В это число не входят 42 клирика, состоящих за штатом, и 53 клирика, запрещенных в служении.

Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников осуществляют Барнаульская духовная семинария и Регентская школа. Клир епархии за минувший год пополнился на 9 священнослужителей за счет учащихся духовных школ.

Имело место и сокращение числа духовенства. Так, один священнослужитель запрещен в служении, два перешли в другие епархии. Отошли ко Господу протоиерей Николай Войтович и протоиерей Иоанн Кизюн. Участники собрания пропели почившим клирикам «Вечную память».

Монастыри епархии

В епархии насчитывается 5 монастырей и 2 скита. Святейшим Патриархом Кириллом было отмечено, что в последнее время число монашествующих в монастырях не увеличивается, и даже имеется некоторая тенденция к сокращению их количества. Наша епархия здесь не исключение. Этому способствует, с одной стороны, явления секуляризации в мире, а с другой стороны, намечается более глубокое понимание сути монашеской жизни потенциальными кандидатами в монашество. После десятилетий гонений на Церковь многие воспринимали монастыри как уютные гавани, убежища от трагизма переходных явлений 90-х годов и экономических неурядиц повседневности. А люди пенсионного возраста рассматривали монастырь как форму дома-интерната для престарелых. Но, обратившись к реальностям монастырской жизни и не имея к тому должного расположения, открыли для себя, что пребывание в монастыре — это великий труд. И не только из-за несения физических послушаний. Самым тяжелым оказался труд духовного послушания. И то, что казалось легким после чтения книг о подвижниках и святых, оказывается в реальной жизни неподъемной ношей — труд подчинения священноначалию, наместникам монастыря, терпение перед братьями и сестрами.

К сожалению, и наши монастыри не обошли негативные явления, отмеченные Святейшим Патриархом Кириллом. Это факты монашеского непослушания, приобщение к суеверным слухам и проявления самочиния. Чтобы противодействовать этим негативным факторам, нашим священноначалием была поставлена цель обязательного духовного образования монашествующих. Задача настоятелей — озаботиться, чтобы каждый клирик и насельник обители получил такое образование. Настоятельницам также следует проявлять попечение как о возможном образовании насельниц в духовных школах, так и о создании условий для духовного обучения в обителях.

Организационные вопросы приходской деятельности

Минувший год был ознаменован внесением изменений в приходские уставы. В целом, данная работа была проведена в установленные сроки. Еще раз хочется пояснить, что изменения были внесены в приходские уставы в соответствии с Правилами Святой Православной Церкви. Известно, что некоторые околоцерковные СМИ попытались представить данные поправки как некие новшества, которые якобы подрывают соборность Церкви. К сожалению, подобные брожения проявились и в нашей епархии. Часть прихожан Вознесенской церкви п. Научный городок г. Барнаула, введенная в заблуждение по данному вопросу бывшим настоятелем иереем Георгием Титовым, уклонилась в состояние раскола. В своих выступлениях в светских СМИ иерей Георгий Титов абсолютно некомпетентно высказывался о принципах соборности в Православной Церкви. Его видение общинности Церкви — это не святоотеческий взгляд. Это принципы, сформированные либеральными протестантскими богословами Запада. Именно новая редакция Устава содержит возвращение к апостольским и святоотеческим установлениям.

В частности, Каноны Православия говорят об обязанности Патриарха непосредственно участвовать в управлении и каждой епархией, и каждым приходом. Эта обязанность обусловлена, среди прочих, 34-м правилом святых апостолов: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». А также правилом Антиохийского Собора 9-м: «В каждой области епископам должно ведати епископа, в митрополии начальствующего, и имеющего попечение о всей области, так как в митрополию отвсюду стекаются все, имеющие дела. Посему рассуждено, чтобы он и честью преимуществовал, и чтобы прочие епископы ничего особенно важного не делали без него, по древле принятому от отец наших правилу, кроме того токмо, что относится до епархии, принадлежащие каждому из них, и до селений, состоящих в ее пределах. Ибо каждый епископ имеет власть в своей епархии, и да управляет ею, с приличествующею каждому осмотрительностью, и да имеет попечение о всей стране, состоящей в зависимости от его града, и да поставляет пресвитеров и диаконов, и да разбирает все дела с рассуждением. Далее же да не покушается что-либо творити без епископа митрополии, а также и сей без согласия прочих епископов».

В то же время, сказал владыка, мы надеемся и молимся о том, чтобы отколовшаяся часть общины осознала пагубность своих заблуждений и, покаявшись, возвратилась в лоно Церкви.

Богослужебная практика

Центром всей духовной жизни прихода является храм. Это место богослужения, хранения святынь. С древности строительство храмов и попечение о храмах являлось одной из главных добродетелей верующих. Не случайно во все времена богоборцы покушались на храмовые здания, с ревностью следили, чтобы храм не благоукрашался, не реставрировался и не ремонтировался.

В наши дни иногда можно наблюдать, что храм в не богослужебное время закрыт. Если на городских приходах это негативное явление практически преодолено, то на сельских приходах не всегда в храме находится даже и дежурный из мирян. Владыка предупредил, что нарушающие это установление будут строго наказываться.

Для большинства прихожан, особенно только начинающих воцерковляться, церковное богослужение — это, прежде всего, стройное и умилительное пение, располагающее к сосредоточенной молитве. Духовенству и опытным мирянам известно, что древнее настоящее церковное пение — это часть умного делания, как иконопись, как святоотеческое книжное наследие. Настоятелям многих приходов, особенно малых, необходимо уделять внимание совершенствованию церковного пения. Сугубую благодарность следует проявлять к пожилым прихожанам, тем, кто стоял у истоков основания общины, жертвенно помогал настоятелю, в том числе и в церковном пении. Но недопустимо, чтобы такие псаломщики и клирошане нетерпимо относились ко вновь приходящей молодежи, тем более к выпускникам Регентской школы. Настоятелю необходимо с кротостью, но и необходимой властью давать наставление пожилым прихожанам делиться своим местом с молодыми. Докладчик обратил внимание на то, что в минувшем году при Регентской школе были организованы курсы повышения квалификации для псаломщиков. Отделения этих курсов открыты также при крупных благочиниях. Настоятелям необходимо не только направлять псаломщиков на эти курсы, но и потрудиться, чтобы повысившие квалификацию псаломщики делились полученными знаниями с клирошанами и воспитанниками воскресных школ.

Эти же замечания можно отнести и к церковному чтению. Особенно в дни Великого поста, когда чтение занимает основную часть богослужения. Священнослужитель не должен отсиживаться в алтаре, но показывать пример внятного, вдумчивого и, главное, молитвенного чтения.

Священнослужители реально понимают сложности воцерковления в наши дни. Например, когда один из супругов воцерковлен, а другой — нет и отрицательно относится к вере. Как трудно бывает в такой семье приводить к Богу ребенка! Скорби в такой семье подобны скорбям христиан первой эпохи. Задача священнослужителя — сохранить мир в семье, и одновременно способствовать воцерковлению детей. Для этого необходимо проявлять пастырскую икономию по отношению к строгости соблюдения постов, молитв, присутствию ребенка на полном круге суточного богослужения.

Владыка отметил наличие неоправданного либерализма у некоторых батюшек, особенно из среды вчерашних семинаристов. Это касается практики допущения без исповеди ко Святому Причастию постоянных прихожан, либо разрешения причащаться без обязательного для мирян трехдневного поста вне периода Пасхи и Святок. Недопустимо и изменение чина богослужений, в том числе выражающееся в самочинных вкраплениях современного русского языка при чтении Евангелия и Апостола. Также проявления либерализма необходимо пресекать в себе молодым священнослужителям в вопросах внешнего вида, повседневной одежды, поведения вне стен церковной ограды.

То же необходимо сказать и об исповеди. Известно, что в православных странах с устоявшимися традициями, как и ранее в Древней Руси, не всем священнослужителям благословляется духовничество, но наиболее опытным и в соответствующем возрасте. Потребности же нашего времени поставляют на духовническое служение совсем юных батюшек, пусть и закончивших духовную семинарию. К счастью, элементы младостарчества, благодаря духовному образованию практически не были замечены среди бывших воспитанников. Но растерянность перед греховными падениями прихожан, конечно, имеет место. Как быть, когда священник становится свидетелем исповеди сложных и тяжелых грехов: разрешить именем Господа Иисуса Христа? Или запретить? Любое решение будет верным только в случае проявления главного: пастырской любви.

По-прежнему актуальным остается вопрос поведения церковных работниц, так называемых «бабушек». Среди них есть немало кротких доброжелательных наставниц. Но любоначалие и ревность не по разуму необходимо пресекать. Эти бабушки плачут на исповеди, что их дети и внуки ругают Церковь, пьют, ведут асоциальный образ жизни. Но вот приходят молодые прихожане, и эти же бабушки их гонят вон. Таких «ревнителей» следует твердо ставить на место.

По благословению священноначалия в нашей епархии Таинство Святого Крещения предваряет обязательная катехизическая беседа. В городских храмах определен соответствующий день для беседы. Но расписание бесед не может быть оправданием лени, когда молодые священнослужители с легкостью отказывают в совершении Таинства, особенно приехавшим из дальних деревень. Необходимо иметь миссионерское горение. Каждый пришедший, желающий креститься, дорог Церкви. Вспомним беседу святого апостола Филиппа с вельможей царицы Эфиопской. После недолгой, но горячей беседы вельможа, увидев воду, спросил Филиппа: «Вот вода, что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, то можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8, 26-40). И святой апостол Филипп тут же преподал уверовавшему вельможе Таинство Крещения. А если бы святой Филипп попросил его через недельку приехать из Эфиопии на огласительную беседу?.. Беседа катехизатора не может становиться формальностью. И справедлива обида этих людей, когда в церкви они встречают в священнослужителе не любящего пастыря-отца, а бездушного наемника.

Но вот, наконец, оглашаемый стал христианином, и на этом порой внимание к новому прихожанину полностью заканчивается. Поэтому Святейший Патриарх Кирилл ставит задачу непрерывной катехизации. И в этот процесс обязательно должен быть вовлечен священнослужитель. Огласительные беседы может проводить и катехизатор — церковный активист, но дело тайноводства — введение в литургическую жизнь, — это непосредственная задача священника, и в этом его уже никто не заменит.

Приходская жизнь

Еще вчера главной задачей было открытие общин, поиск места для отправления богослужений, строительство храмов. Сейчас стоит задача посильного участия каждого прихожанина в жизни храма, в том числе своим трудом. Важно, чтобы он всегда находил в храме помощь и поддержку, чтобы чувствовал себя членом малой общины и, значит, всей Церкви Божией.

Необходимо, чтобы приход прирастал за счет однажды пришедших и оставшихся в храме людей. «Старые» прихожане должны относиться к новым с терпением и любовью, прощать им по братолюбию незнание церковных устоев.

Хочется сказать о работниках храмов. Работающие в храме должны чувствовать себя востребованными приходом и реализующими в полной мере свои способности. В их числе должны быть люди, способные стать инициаторами важных приходских дел.

В настоящее время решением Архиерейского Собора поставлен вопрос о присутствии на каждом городском приходе штатного катехизатора. На сельских приходах, в силу слабого материального обеспечения, пока предлагается учредить по одному катехизатору-организатору при каждом благочинии. В перспективе планируется учреждение ставок специалистов по социальному служению и работе с молодежью при каждом приходе. Эти решения имеют важнейшее значение, ибо способствуют привлечению мирян к ответственному служению.

Постепенно должна преодолеваться инерция мышления о том, что в Церкви за все отвечают батюшки. Церковь — это соборное единство. Миряне должны выходить из состояния пассивности, из собственного индивидуализма. Вопрос стоит так: были аборты у прихожанки — прими участие в программах Церкви по разъяснению пагубности этого греха среди молодежи. Не ухаживал(а) за больными родителями — помоги сестринскому движению, отдай посещению больных хоть два часа в неделю. Вот эта деятельность действительно будет способствовать подлинному исправлению и наследию Небесного Царства.

Многие батюшки справедливо отмечают, что очень трудно найти среди прихожан людей, желающих активно потрудиться для Церкви во славу Божию. В случае если среди мирян трудно найти потенциальных лидеров, сам священник должен в первую голову вести за собой прихожан, быть для них бродильным ферментом и заботливо взращивать из их среды помощников для своих трудов. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «когда научишься всему, что Господь заповедал, ты приобретешь многих подражателей». К тому же призваны и диаконы, многие из которых планируют стать священниками. Им важно учиться этому навыку — вести за собой людей к добрым делам.

Надо активнее вовлекать в приходскую жизнь православные семьи, предлагать им соучаствовать в делах прихода: сделать сайт, оформить стенд, починить что-то. Просьба об участии в жизни храма тоже является формой проявления внимания к человеку. Особенно возрастает роль православной семьи в подготовке к престольным праздникам, общеепархиальным конкурсам «Юные голоса Алтая», «Жар-птица», «Красота Божьего мира».

Что касается так называемых «захожан», то их тоже нужно пытаться вовлекать в приходскую жизнь просьбой как-то помочь общине храма. Важно быть к ним чуткими, внимательными, снисходительными.

Основным миссионерским полем прихода должен стать храм, через который проходит большое количество невоцерковленных, а нередко и неверующих людей. Постепенно наравне с педагогом, социальным работником, молодежным лидером в приходах должны появиться добровольные или даже профессиональные миссионеры.

Владыка еще раз напомнил об обязательности получения для священника духовного образования. Сегодня практически все клирики епархии, рукоположенные в прежние времена без духовного образования, обучаются в БДС по форме экстерната. Не все проявляют в этом должное прилежание. Как такие батюшки и на какие темы могут компетентно общаться с прихожанами?

Владыка обратил внимание на эстетическое состояние храмов. Всегда на Руси храм был лучшим строением и в городе, и в деревне. Сейчас нет возможности, чтобы это были самые новые и богатые помещения. Но чистота, духовный вкус, уют необходимы в каждом храме. Недопустимо, чтобы здесь находились неканонические иконы.

Все благоукрашение храмов нужно согласовывать с благочинными. Церковную роспись — со специалистами иконописной мастерской. Товар — закупать на епархиальном складе.

Есть добрый опыт московских приходов — при некоторых из них созданы пункты консультационной юридической и медицинской помощи. При библиотеках и воскресных школах на приходах можно также создавать общества любителей истории, классической литературы и музыки. Многие школьные учителя сейчас по разным причинам остаются без работы, и приходы могли бы опереться на их профессионализм и опыт. Для нашей епархии это особенно актуально, поскольку в минувшем году у нас были организованы сообщества православных врачей и педагогов. Было бы продуктивным в этом русле также планировать их деятельность.

Не менее важен вопрос об организации волонтерских групп по восстановлению сельских храмов, можно сочетать эту работу с летним отдыхом молодежи и студентов. Также организовывать для молодежи паломнические поездки, привлекать ее к участию в крестных ходах. Использовать опыт приходов, уже создавших спортивно-патриотические клубы для молодежи, а также клубы досуга и увлечений по опыту прежних обществ юннатов и юных техников. То есть продолжать линию по организации на приходах духовно-культурных центров, о необходимости которых много говорил усопший Патриарх Алексий. И этот опыт имел огромное значение в эмиграции — Русской Православной Церкви Заграницей.

К сожалению, по-прежнему, по словам владыки, люди продолжают сталкиваться с отсутствием быстрой и надежной связи с приходами. Во многие храмы по-прежнему крайне сложно дозвониться — у городского телефона либо никто не дежурит, либо дежурят люди, не способные дать компетентный ответ на духовную тему — сторожа, повара, водители, охранники. Крупным приходам настоятельно рекомендовано создавать интернет-странички с рубриками вопросов и ответов. А электронный адрес должен быть у каждого храма. Позиция некоторых настоятелей и благочинных, которые хвалятся неумением обращаться с компьютером и неимением электронной почты и видят в этом чуть ли не проявление особого рода духовности, вызывает удивление.

Информационная и издательская деятельность

Информационная работа и взаимодействие со СМИ сегодня являются одними из важнейших способов передачи Церкви ее послания миру.

Отрадно видеть, что благодаря трудам клириков и мирян появляются новые православные проекты в области СМИ, ориентированные как на воцерковленных людей, так и на людей нецерковных, но проявляющих интерес к жизни Церкви, к вопросам ее служения.

По благословению священноначалия в минувшем году нами при епархиальном управлении был создан информационный отдел, призванный также координировать деятельность епархиальных структур с представителями общественности. С учетом важности этого направления для нового отдела был выделен кабинет, оргтехника, учрежден штат сотрудников. Нужно отметить, что назначенный на должность руководителя отдела иерей Димитрий Никитин, несмотря на то, что он только в прошлом году был рукоположен во священный сан, проявил прилежание, и положительные результаты его послушания налицо — оперативно обновляется сайт епархии, не появляется серьезных проблем по присутствию светской прессы на важнейших епархиальных мероприятиях. Информация в светских СМИ о деятельности нашей епархии стала более объективной и благожелательной. По словам владыки, священноначалием был отмечен успех Барнаульской епархии в вопросах информации и связях с общественностью. В ходе Архиерейского Собора наша епархия среди немногих других получила положительную оценку по данному направлению работы из уст Святейшего Патриарха. Следует направить внимание информационного отдела на более серьезное проникновение в сферу интернета. Поскольку, по данным социологов, именно интернет, социальные сети — место пребывания молодежи.

Владыка напомнил о мерах, предпринятых священноначалием для того, чтобы повысить качество реализуемой при храмах печатной продукции, а также пресечь проникновение в церковную систему периодики и иных изданий сомнительного, а то и открыто антицерковного содержания. Были приняты соответствующие решения Священного Синода, и сегодня все издания, поступающие для распространения в церковную сеть, должны иметь разрешающий гриф Издательского совета. А с 1 сентября 2011 года всем СМИ, предназначенным для распространения по церковным каналам, также необходимо будет получить гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом». Заявки заинтересованных структур принимаются, и первые разрешения уже были выданы. Распространение в храмах книг и изданий, не имеющих соответствующих грифов, не допускается. Епархиальному информационному отделу необходимо уже сейчас озаботиться этой информацией, довести ее до печатных СМИ нашей епархии, помочь им пройти необходимую процедуру.

Еще одной задачей информационного отдела должна стать инспекция приходских и благочиннических сайтов и печатных изданий. В ближайшее время необходимо создать реестр печатных и электронных ресурсов нашей епархии с оценкой содержимого. Помимо всего прочего, высококачественный церковный сайт — это практически готовый текстовый и изобразительный отчет о жизни и трудах прихода или благочиния.

Важно также, чтобы издатели приходских СМИ не чувствовали себя изолированными. Для этого необходимо запланировать и провести соответствующие семинары, конкурсы, а также продумать награждение постоянных авторов данных церковных изданий.

Социальная деятельность

Святейший Патриарх Кирилл так говорит о социальном служении Церкви на современном этапе: «Социальная служба Церкви — это ее сострадательное лицо, обращенное к той части нашего мира, которая испытывает горести от болезней, старости, беспомощности, одиночества, бедности, несправедливости, жизненных невзгод. Эти люди ждут нашей помощи и нередко видят в Церкви свою последнюю надежду». Отсюда то важнейшее значение, которое придается вопросу активизации социальной работы. Ибо в первую очередь к Церкви обращено речение Господне: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40).

Острейшая проблема в России сегодня — алкоголизм и наркомания. И наш регион затронула эта беда. Несмотря на ограниченность ресурсов, специального опыта Церковь пытается вести посильную работу по реабилитации наркозависимых. В частности, продолжается работа в реабилитационном центре «Свобода» в с. Нижняя Петровка, в Бийском благочинии. Продолжается окормление руководителем социального отдела иереем Константином Гроссом фонда «Реинтеграция» в г. Барнауле.

Важное начинание: 24 октября состоялась первая Божественная литургия для глухонемых в приделе прп. Макария Алтайского в Иоанно-Богословской церкви г. Барнаула. В настоящее время эти богослужения проводятся еженедельно.

В докладе была особо отмечена организация больничного служения в Барнаульском и Рубцовском благочиниях, окормление домов престарелых в Алейском благочинии, а также деятельность Дома милосердия в г. Новоалтайске. В Благовещенском благочинии плодотворно развивается сотрудничество с социальными учреждениями, хорошо поставлено сестринское служение. В Иоанно-Кронштадтском женском монастыре с. Кислухи Северного благочиния действует православный детский дом-приют для девочек «Матронушка». При Барнаульской духовной семинарии работает приют-пансионат для мальчиков. Попечение о детях, большинство из которых сироты, — одно из важнейших дел милосердия Барнаульской епархии.

Минувший год был отмечен небывалыми стихийными бедствиями. К сожалению, пожары затронули и наш регион. Прихожане и священнослужители Барнаульской епархии посильно помогли погорельцам. Отмечено и внимание Священного Синода к нуждам людей, попавших в беду. Пострадавшим была оказана серьезная помощь Отделом внешних церковных связей и Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. При непосредственном участии священнослужителей нашей епархии погорельцам была оказана помощь на сумму 2 миллиона рублей. Благодаря помощи жертвователей и поддержке администрации Алтайского края, в уничтоженном огнем поселке Николаевка близится к завершению строительство храма в честь святителя Николая.

В минувшем году продолжило свою работу епархиальное сестричество во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы, которое действует с сентября 2005 года.

Святейший Патриарх Кирилл предлагает уделять особое внимание проблемам материнства. Руководителю социального отдела нужно изучить опыт создания в г. Москве Координационного центра защиты материнства, который оказывает помощь многодетным семьям, беременным женщинам и одиноким матерям, находящимся в трудной жизненной ситуации, готовит молодых людей к сознательному участию в Таинстве Брака, борется с абортами, пропагандирует целомудренный образ жизни.

Ряд мероприятий данной направленности проводится и в нашей епархии. Однако современность требует комплексного подхода в решении данного вопроса. Владыка особенно отметил положительные итоги деятельности в данном направлении созданного в прошлом году Общества православных врачей и его руководителя Е.В. Харченко. Православные педагоги также могли бы принять в этом деле посильное участие. Они могли бы, например, приглашать в свои классы, особенно к старшеклассникам, православных врачей, способных и с научной, и с духовной точки зрения освещать данные вопросы.

Докладчик отметил положительный резонанс проведения в прошлом году первых Марфо-Мариинских чтений. Особенно запомнилось то, насколько совпадало наше православное, церковное видение современных проблем биоэтики, воспитания милосердия у будущих медицинских работников с видением этих же вопросов ученым медицинским сообществом. Такие мероприятия дают понять, насколько близки наши позиции, а следовательно, имеется возможность соработничества на благо всего общества. В ходе таких мероприятий рождаются интереснейшие идеи. Например, директор Базового медицинского колледжа обратился с инициативой провести 136-часовой курс специальной подготовки по уходу за больными для сестер милосердия. Наверное, этот курс можно было бы предусмотреть и для воспитанников БДС и Регентской школы.

О работе с молодежью

Работа с молодежью — одна из приоритетных задач Церкви, и священники все активнее стремятся привлекать к деятельной и осмысленной церковной жизни молодых прихожан, которым предстоит нести Слово Божие их невоцерковленным сверстникам.

Пожалуй, в качестве наиболее впечатляющего примера работы с молодежью следует назвать опыт Алтайской краевой молодежной общественной организация «Слово». Одним из важных событий за прошедший год стало получение АКМОО «Слово» гранта от благотворительного Фонда «Милосердие» на проведение в с. Турочаке детско-юношеского военно-патриотического лагеря. За два сезона там побывало около 30 детей. В каждом благочинии ведется работа по созданию на базе центральных храмов благочиния постоянно действующих молодежных объединений. На сегодня в Барнаульской епархии действуют 5 таких объединений: «Слово» (Барнаульское благочиние — 130 человек), «Покров» (Бийское благочиние — 40 человек), «Остров» (Горно-Алтайское благочиние — 20 человек), «Благовест» (г. Заринск, Новоалтайское благочиние — 15 человек), военно-патриотический клуб «Надежда» (Новоалтайское благочиние — около 50 человек), которые стараются работать как духовно-просветительские центры. Также в ЗАТО Сибирском на постоянной основе действует клуб молодой семьи. В Благовещенском благочинии действуют молодежный центр (г.Славгород) и молодежный хор (г.Славгород, г.Яровое).

Не секрет, что перечисленные нами объединения группируются вокруг конкретных храмов и священнослужителей. В других же храмах работа с молодежью ведется вяло и не систематически. Предстоит на всех городских, а по возможности и сельских приходах создать группы при воскресных школах, и на их базе в перспективе надо создавать молодежные клубы и объединения. Хорошо, если у них будут налажены самые тесные контакты с центральным городским или благочинническим объединением. Но первичные группы должны быть на каждом приходе. Священноначалие ставит задачу, чтобы при каждом приходе был штатный специалист по методической работе с молодежью.

Отличительной чертой работы с молодежью является организация и проведение молодежных крестных ходов: крестный ход к Казанской (Коробейниковской) иконе Божией Матери, миссионерский поход в с.Эдиган, крестный ход в с.Староглушенку Заринского района, к месту монашеского скита, крестный ход в с.Жуланиху Заринского района.

Религиозное образование и катехизация

Современность ставит вопросы образования и катехизации на первый план. Если общество судит о Церкви преимущественно по эффективности социальной работы, то стержнем и социальной работы, и работы с молодежью являются вопросы вероучительные и образовательные. Не наполненная духовным осмыслением, евангельской истиной социальная работа становится формой либерального гуманизма и подобием западной филантропии. Работа с молодежью вне святоотеческого учения о нравственности выливается в пустое времяпрепровождение, чреватое духовными катастрофами и нравственным падением.

С учетом этого, в минувшем году были предприняты кардинальные меры по совершенствованию образовательной деятельности: назначен новый руководитель отдела образования и катехизации, расширен штат до 5 человек. Выделено помещение, закуплена оргтехника, которая подключена к интернету, есть городской телефон. Результаты деятельности обновленного отдела в минувшем году в целом неплохие. К сожалению, не получилось преодолеть тенденцию пассивности в самых значимых городах епархии — Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске. Необходимо привлечение к церковной образовательной деятельности светских специалистов. Такие возможности есть в Бийске — там действует православная гимназия. Сложнее ситуация в Горно-Алтайске. На сегодняшний день в этих крупнейших центрах, где огромный потенциал и человеческий, и интеллектуальный, работа по образованию и катехизации значительно отстает от таких традиционно активных благочиний как Рубцовск, Алейск, Новоалтайск, Заринск.

Важным этапом стало создание на городских крупных приходах должности приходских катехизаторов. С целью подготовки специалистов данного направления при БДС начала действовать школа катехизаторов. Уже сейчас от слушателей школы можно слышать слова благодарности за организацию этого подразделения в нашей епархии, а также в адрес ее преподавателей — молодых педагогов БДС. Настоятелям важно отбирать для этих курсов кандидатов из числа уже воцерковленных приходских активистов, желательно имеющих светское высшее или среднее специальное образование.

Основной проблемой воскресных школ на сегодня является наметившийся отток детей в некоторых из них. Одна из причин тому — продолжающийся демографический спад. Есть и субъективные причины — это отсутствие четко обозначенных программ преподавания, недостаток педагогического мастерства преподавателей, слабая материальная база воскресных школ на сельских приходах, а также конкуренция со светскими организациями дополнительного образования — школами искусств, кружками, спортивными секциями. Что мы можем предложить нашим детям? Прежде всего, нашу любовь и перспективу насыщенной духовной жизни.

На приходе воскресная школа должна занимать особое место. Каждый прихожанин должен ощущать ее деятельность. Проблемой является и низкий уровень посещаемости некоторых воскресных школ. Детям не всегда интересно в воскресной школе. Нынешние дети и подростки нередко недоверчивы, критичны и ироничны ко всему, что предлагается им на безальтернативной основе. По этой причине сегодня крайне необходимы клубы общения и диалога, разного рода встречи и вечера, совместное участие в интернет-форумах, свободные беседы с ответами на вопросы, волнующие молодых и еще не воцерковленных людей. Особый интерес для молодых представляет возможность неформального общения как со своими уже воцерковленными сверстниками, так и с известными и интересными людьми православных убеждений.

Следующий важнейший вопрос духовного образования — преподавание основ православной культуры в рамках предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Наш край и Республика Алтай не вошли в число регионов, где проводится эксперимент по введению данного предмета. Тем не менее, в минувшем году во всех благочиниях состоялись рабочие встречи помощников благочинных по образованию с директорами школ и педагогической общественностью с разъяснениями по данному вопросу. Правящий архиерей непосредственно возглавил такие встречи в г. Барнауле и г. Горно-Алтайске, где присутствовали не только педагоги, но и руководство органов народного образования.

Важным этапом стала организация в минувшем году сообщества православных педагогов Алтая. Владыка выразил надежду, что эта организация привлечет в свои ряды самых неравнодушных.

После доклада владыки с приветственным словом выступили гости — В.С. Власов, главный федеральный инспектор Алтайского края поприветствовал собрание от имени полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе В.А. Толоконского. Также слово взяли зам. начальника управления по культуре и архивному делу Администрации Алтайского края В.К. Горобченко; председатель комитета АКЗС по социальной политике И.В. Солнцева; главный специалист по связям общественного комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями г.Барнаула А.Н. Кушников; полковник милиции, начальник отдела по воспитательной работе БЮИ МВД РФ С.Н. Кожушко. Они пожелали высокому собранию успешной работы и выразили готовность к совместному сотрудничеству.

В ходе епархиального собрания была проанализирована и работа благочиний, о чем рассказал в своем докладе секретарь епархии иерей Сергий Беляев.

Председатель епархиального суда протоиерей Сергий Фисун доложил о работе этого учреждения. Самым сложным было рассмотрение дела о расколе, спровоцированном бывшим юристом епархии иереем Георгием Титовым, бывшим настоятелем Вознесенской церкви п. Научный городок г. Барнаула, который самочинно перешел «под юрисдикцию» РПЦЗ(А), окормляемой «митрополитом» Агафангелом (Пашковским). «Юрисдикция» — неканонический термин. РПЦЗ(А) — крайне немногочисленная раскольническая организация, а сам «митрополит» и его «епископы» были лишены сана и отлучены от Церкви Архиерейским Собором РПЦЗ в 2009 г., и потому «таинства», ими совершаемые, не имеют благодатной силы. К сожалению, иерей Георгий Титов увлек за собой часть прихожан. По словам владыки Максима, истинной причиной такого поведения является «внутренняя распущенность, нежелание подчиняться церковной дисциплине». Такие люди говорят: «Я выбираю свободу». Трижды иерей Георгий Титов не являлся на заседания церковного суда. В итоге епархиальный суд признал его виновным в уклонении в раскол, а также в том, что он совершал богослужения в запрещении, и на основании ряда канонических правил РПЦ епархиальный суд ходатайствовал об извержении его из священнического сана. Соответствующие документы направлены в Патриархию. По словам владыки Максима, «иерею Георгию было уделено очень много внимания, терпения, смирения и уговоров — несколько лет. Увы, ни в какую».

Ситуацию со строительством и реконструкцией храмов осветил в своем докладе архидиакон Захария (Пелипенко) — главный инженер епархии. О том, как проходит реставрация Покровского кафедрального собора, рассказал благочинный собора иерей Михаил Бень. Хотя уже сделано многое, но еще требуется серьезный ремонт, все-таки это главный собор Барнаула, «лицо» епархии.

Руководитель миссионерского отдела епархии иерей Андрей Ушаков осветил работу отдела, которая прошла в 2010 году под эгидой празднования 180-летия Алтайской Духовной Миссии. Владыка выразил ему благодарность за то неравнодушие, с которым отец Андрей несет это послушание.

Н.И. Афонин, директор Бийской православной гимназии во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского выразил надежду, что набор ежегодно будет увеличиваться, а владыка Максим отметил, что Бийская гимназия — это сокровище нашей епархии. Он выразил надежду на то, что гимназия скоро приобретет свой дом в связи с тем, что Церкви передают здание миссионерского училища (где ныне Дом офицеров) на Архиерейском подворье. Это будет лучшим родным домом для Бийской православной гимназии.

Иерей Александр Абрашкин, председатель молодежного отдела Барнаульской епархии рассказал собравшимся о работе, которая ведется в епархии с молодежью и о деятельности православного объединения «Слово». Активно развивается взаимодействие с епархиальными отделами и молодежными объединениями в других сибирских епархиях. Кстати, владыка отметил, что активное взаимодействие молодежи в Сибири ведется и на уровне семинарий, которыми так богаты сибирские епархии.

Протоиерей Михаил Погиблов, председатель епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами отметил, что взаимодействие с армией и военными частями также налажено. В его докладе прозвучали и сведения о том, что священнослужителям предлагается нести послушание на долговременной основе в вооруженных силах РФ в качестве капелланов (военных священников) и сейчас формируются списки желающих.

О работе своих отделов также рассказали председатель отдела социального служения иерей Константин Гросс, председатель информационного отдела иерей Димитрий Никитин, председатель отдела по урегулированию вопросов церковной недвижимости иерей Иоанн Мельников, который, в частности, заострил внимание присутствующих на проблеме возвращения незаконно отнятого у Церкви имущества.

После выступления проректора по воспитательной работе БДС иеромонаха Сергия (Пыркова) владыка Максим наградил похвальными грамотами и памятными подарками студентов пятого курса БДС Андрея Бурбаха, Вячеслава Волкова и диакона Тимофея Самодинова за успешную учебу и прилежное поведение.

Затем с сообщениями выступили зав. иконописно-реставрационной мастерской Х.А. Инчина, зав. пансионатом иерей Георгий Барков, зав. Музеем истории Православия на Алтае Н.П. Железникова (Его Преосвященство отметил добрым словом работу этого музея), зав. паломническим центром О.А. Краскова.

По итогам епархиального собрания были намечены планы на будущий год и обозначены направления дальнейшей деятельности. Принято Обращение епархиального собрания к администрациям Алтайского края и г. Барнаула, где содержится просьба о выполнении федерального закона от 30 ноября 2010 г. в части реституции (возвращения) собственности, незаконно отнятой у Церкви во времена безбожной власти. Речь идет о землях и церковных строениях. Обращение принято единогласно.

Собрание завершилось концертом духовных песнопений в исполнении хоров БДС, Регентской школы и воскресной школы Покровского собора.

Отчет подготовил Владимир Клименко





Популярные новости

09.09.2021
В Алтайском крае Алтайская митрополия совместно с Фондом духовно-нравственного просвещения им. Александра Невского (г. Барнаул) готовит интересные мероприятия, связанные с этой знаменательной датой.  Одним из них является проведение ...
910
11.09.2021
Ректором Барнаульской духовной семинарии Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Барнаульским и Алтайским, утверждено расписание установочной сессии 4 курса с 13 по 17 сентября. Место проведения сессии - читальный зал. Расписание ...
831