Интервью 4450

Пастырь добрый: «Обрести Христа и последовать за Ним…»

22.03.2014

С отцом Александром Микушиным мы познакомились, когда он еще не был священником. Когда зарождался православный молодежный кружок «Слово», организовывались молодежные паломнические поездки. Благодаря одной такой поездке в 2005 г. – в Чемал – мы и познакомились. Очень много дало «Слово» нам, многим недавно пришедшим в Церковь. После рукоположения диакон Александр уехал служить в Белокуриху (в 2006 г.), но наши пути не разошлись: мы навещали его на благолепном месте служения, но главное – ребята из «Слова» принимали участие в крестном ходе Белокуриха – Коробейниково, организованного во многом стараниями нашего старшего друга и наставника. Этот крестный ход тоже много дал нам. И паломнические поездки, и крестный ход запомнились прежде всего долгими богословскими беседами (ну и, конечно, красотами природы). Александр мог говорить часами. В сане пресвитера отец Александр продолжил служение в Белокурихе. А осенью 2013 г. он вернулся в Барнаул. Епископ Сергий определил отцу Александру новое место служения – Знаменский храм. Как представилась возможность, мы встретились с нашим батюшкой и, конечно, побеседовали на любимые темы. Может быть, эта беседа заинтересует и читателей «Алтайской миссии».

Если Бог в душе

– Отец Александр, вы 7 лет служили в курортном городе. Чувствуется ли там особо человеческая расслабленность, порабощенность благами века сего?

– Чувствуется. Но, я думаю, так везде. Приходится много говорить, много проповедовать, чтобы человек проникся уважением к вере и пришел в храм на первую свою исповедь, первое причастие. Обычно человек приходит в храм от случая к случаю или когда что-нибудь случится, например кто-то из родных заболеет. Чтобы человек пришел в храм без всяких происшествий, нужно убедить его, разрушить те или иные стереотипы. Какие? «Пойду в храм, когда созрею», «буду ходить по возможности», «у меня Бог в душе» и «времени нет». Чтобы сломать эти стереотипы, нужно привести весомые контраргументы.

Необходимо создание воскресных школ, кружков по изучению Евангелия. Причем с упором на захожан, а не прихожан. Когда епископ Максим направил меня на служение в Белокуриху диаконом, с Божьей помощью удалось организовать воскресную школу для взрослых и молодежи, где мы изучали традиции, обряды нашей Церкви, но главное – Священное Писание с толкованием святых отцов. И конечно, паломнические поездки по святым местам. Они должны проходить со священником, а не с мирянином.

– Где человек может услышать проповедь, если он не приходит в храм? Проповедники иных религиозных взглядов, те, кого мы называем «сектантами», подходят на улице, издают и предлагают буклеты. Даже домой могут прийти… А где вне стен храма можно услышать православную проповедь о Христе?

– Можно проводить круглые столы, общаться в светских аудиториях… Но это не всегда получается. Радио «Радонеж», телеканал «Союз», православные интернет-ресурсы, например «Православие и мир». А больше, пожалуй, – нигде. Слово о Христе, о спасении – это действительно редкость. В представлении многих людей Церковь – это комбинат ритуально-бытовых услуг. А Бог – гарант гуманитарной помощи. Сам Бог не нужен. Он не цель, а средство для достижения земного благополучия. Вот это страшно. Мы призваны свидетельствовать о Христе, о воскресшем Христе, о спасении. Архимандрит Макарий говорил: «Не можешь быть ловцом человеков, лови рыбу для ловцов человеков». А я бы еще добавил: «Не можешь ловить рыбу для ловцов человеков, молись за ловцов человеков». Необходимо, чтобы за наших миссионеров – а у нас в России их немного – совершалась молитва.

Кому много дано…

– Протестанты привлекают к себе молодежь, много работают в этом направлении. А почему этого не могут делать православные?

– Это наша леность. Мы убеждены, что мы живем в православной России. У нас и так все православными считаются. Любого на улице спроси: «Ты православный?» – Он скажет: «Да». А спроси Символ веры, кто такой Иисус, к чему он призывал, – ничего в ответ не услышишь. Спроси про десять заповедей – назовут две, а двенадцать знаков зодиака перечислят без запинки. Здесь вина самого человека, здесь вина священника, который крестил без оглашения, вина крестных, родителей. Все виноваты, получается, в том, что у нас процветает религиозное невежество. Еще Николай Лесков говорил: «Русь крещена, но не просвещена».

Конечно, я считаю, перед крещением необходимо оглашение. Если человек посещал беседы в течение месяца, то он может приступить к Таинству Крещения.

В некоторых епархиях есть такая практика: желающий креститься должен в течение двух-трех месяцев посещать богослужения, изучить основы православной веры хотя бы на уровне ученика первого класса воскресной школы, сдать экзамен и потом уже принять крещение. Хорошая практика. Есть возражения со стороны духовенства: мы не должны уподобляться протестантам, благодать Божия действует… Конечно, но есть и духовный закон: Бог не спасает нас без нас. Наряду с действием благодати Божией должны быть и личные усилия. Сотрудничество, соработничество Бога и человека, синергия.

Когда мне говорят, что крещение само по себе хорошо, что лучше крестить, чем не крестить, я говорю так: давайте проведем полевое социологическое исследование, придем в протестантскую общину, например «Свет пробуждения», и спросим: «Ребята, кто из вас крещен в Православной Церкви?» 90%. Зачем мы плодим таких протестантов? «Свидетели Иеговы» почти все крещены в Православии. У меня было несколько диспутов с протестантами. Я просил показать мне в их общине бывших атеистов, мусульман, буддистов. Все, кого они привели в общину, так называемые «православные»: «Бог в душе», «пойду, когда созрею», «времени нет», «верю по-своему» и т.д. Это наши невоцерковленные братья и сестры. А сколько общин в Барнауле? Множество. Так зачем крестить, если он все равно в секту попадет? Говорят: «Лучше покрестить, чем он умрет некрещеным…» Но ведь на Страшном суде тот, кто крещен, даст ответ Богу о своей жизни: жил ли он по заповедям Божиим, по Евангелию. А некрещеный никому ничего не обещал. С него меньше спросится, ибо ему меньше дано.

Жатвы много…

– А как вы пришли к вере?

– Господь привел через болезни, через страдания. По-настоящему я уверовал во Христа на Дальнем Востоке, в г. Хабаровске. Некоторое время я общался с протестантами. Пока не встретил православного офицера, который все-таки надоумил меня принять крещение в Православной Церкви, я ему очень благодарен, конечно же. Первая книга, которая произвела переворот в моем сознании, – «Житие Сергия Радонежского». После ее прочтения баптистские посиделки с гитарой в джинсе показались мне такими глупыми, примитивными. Сергий Радонежский, святой Сергий Радонежский. Ушел в леса, молился, служил Богу и братии. Смирение, послушание, молитва. Я проникся огромным уважением к этому святому, а значит, к Православию, представителем которого он являлся. Было даже желание уйти в монастырь… Еще одна книга, которая в те годы способствовала укреплению моей веры, – «Традиция. Догмат. Обряд».

– Почему вы стали священником?

– Я родился в с. Майме, в Горном Алтае. Первым священником в возрожденном майминском храме Сошествия Святого Духа на апостолов был отец Сергий Тузин, алтаец. Он несколько раз советовал мне идти учиться в семинарию, стать священником. Он подтолкнул меня к этому решению. В мае 1999 г. я поехал в г. Барнаул, жил при Иоанно-Богословском храме с братией, нес различные послушания. Настоятелем этого храма был игумен Алексий Просфирин. Я благодарен, что он принял меня в число братии. Тогда там было несколько келий, огород. В декабре поступил в Барнаульское духовное училище, которое закончил через четыре года. По окончании был послушником в храме Макария Алтайского (г. Горно-Алтайск), работал в Иоанно-Богословском храме сторожем, дворником, истопником, нес послушание в молодежном отделе, участвовал вместе с Павлом Тайченачевым в становлении евангельского кружка для студенческой молодежи «Слово» при Свято-Никольской церкви. Мы разработали два паломнических маршрута по историческим местам Алтайской духовной миссии «По стопам миссионеров алтайских», которые в дальнейшем взяли на вооружение паломнические отделы Барнаульской и Новосибирской епархий: Барнаул – Чемал, Барнаул – Артыбаш. По этим маршрутам организовывали поездки для студенческой молодежи. Участвовали в различных акциях, ездили в центр для несовершеннолетних правонарушителей… Потом епископ Максим рукоположил меня во диакона и направил на служение в Белокуриху. Через год – хиротония во пресвитера и возвращение в Белокуриху в храм Великомученика и целителя Пантелеимона. Кроме воскресной школы для взрослых и молодежи, на протяжении 7 лет возглавлял крестный ход из Белокурихи в Коробейниково. Всего их три: Барнаул – Коробейниково, Бийск – Коробейниково и Белокуриха – Коробейниково. Также у нас были паломнические поездки. Кроме того, мне приходилось совершать миссионерские поездки в райцентры, восстанавливать церковную жизнь на приходах в Алтайском, Петропавловке, Солонешном, а также в селах Нижнекаменка, Антоньевка.

– Удалось восстановить?

– Да, с Божьей помощью. Главное – это конечно же Божественная литургия в воскресные и праздничные дни. Второе – проповедь Евангелия среди населения. Приходилось много проповедовать (хотя удавалось приезжать только раз в 1-2 недели), общаться с журналистами, в школах, в детских домах, проводить встречи в районных библиотеках. Находились люди, которые жертвовали литературу для этих храмов. В районном центре Петропавловка был произведен ремонт храма (служили в здании заготовительной конторы), поставили новый крест, новые окна. Большую бесхозную комнату переоборудовали в приходскую трапезную. Я благословил приглашать на трапезу после Литургии всех, кто в это время находится в храме. В такие моменты удается многое донести до людей. Я очень благодарен отцу Сергию Ходаковскому за то, что получил за семь лет такой опыт, за наполненную миссионерскими поездками жизнь.

– Что особенно запомнилось?

– Великое освящение воды в день Крещения Господня на реке Ануй в с. Солонешном в 2012 году. Присутствовало несколько сотен человек.

– А как удавалось совмещать такую активную миссионерскую жизнь с семейной (у отца Александра сейчас четверо детей – прим. ред.)?

– Конечно, матушке приходилось терпеть. Тем более что она знала, что я не вернусь сразу после службы домой, а буду проводить беседы с людьми, общаться с журналистами, проводить мероприятия в школе и т.д.

Что день грядущий…

– Сейчас в Барнауле почти при каждом храме создаются православные молодежные объединения. Вы сами стояли у истоков «Слова»… Нет ли планов создать объединение при Знаменской церкви?

– Планы-то есть. Как решит Господь…

– Какое поле деятельности вы видите на новом месте служения?

– Пока молитва. Монастырь любит молитву. Службы благолепные, поют монашествующие. Чувствуется, что храм намоленный, благодать чувствуется. Люди приезжают даже с Силикатного, из Новоалтайска, чтобы помолиться в Знаменском храме. На службе можно присесть (и молодым, и пожилым) – никто ничего не скажет. К сожалению, не везде так.

Важнейшим из искусств…

– Расскажите немного о ваших увлечениях. Поэзия, музыка…

– Нравится творчество иеромонаха Романа (Матюшина). Любимое стихотворение: Я пойду, где стоят корабли. Два года назад услышал песню о подводной лодке «Курск» Гарика Сукачева. Очень сильные впечатления.

– А кино любите?

– Да. Телевизор не смотрю, а вот кино иногда смотрю. Мой любимый актер – Мел Гибсон. Посмотрел практически всего его фильмы.

– А русское кино вам нравится?

– А русское я уже давно не смотрю, лет десять. Есть, конечно, и хорошие фильмы: «Остров», «Адмирал», но это скорее исключение, чем правило. Я смотрю либо хорошее советское кино, либо хорошее зарубежное. Принято ругать Голливуд, а я скажу слово в его защиту. Есть хорошие голливудские фильмы, в которых говорится о чести, о добре, о мужской доблести, о самопожертвовании, о дружбе. Есть такие фильмы, просто их не показывают по первому каналу. Во всяком случае, очень редко. В основном низкосортные боевики, в которых драки, погони, убийства.

Если говорить о русском кино, я скажу так: 90% так называемого русского кино – это копии голливудских фильмов. Заимствуют буквально все: сценарий, типажи, диалоги, эффекты, спецэффекты, цвет, музыку, операторскую работу, какие-то находки и выставляют это как свое. Закон об авторском праве никто не отменял. Всех превзошел фильм «Отставник» – точная копия фильма «Заложница». Если бы написали, что автор сценария – Люк Бессон, то никаких претензий. Вторая претензия к русскому кино – плохая игра актеров. Третья – нисколько не прославляется русская нация, христианство, местные традиции. Кто в наших фильмах верующие? Неудачники, слабаки и бабушки. Кто верующие, например, в фильме «Мы были солдатами»? Офицеры, люди успешные, социально активные. Ну и конечно, я не могу любить кино, в котором снимается артист, попутно снимающийся в западном кино в антирусских ролях. Например, Владимир Машков, который снялся в роли жестокого сербского снайпера Саши в фильме «В тылу врага», или Александр Балуев, который снялся в роли продажного русского генерала в фильме «Миротворец». Невозможно представить себе Николаса Кейджа или Мела Гибсона в роли продажных американских генералов. Хочешь сниматься на Западе – снимайся, но не надо тогда позиционировать себя русским и православным, или просто русским. Поэтому я буду смотреть хорошее советское кино про войну, историческое и хорошее голливудское. Есть хорошие английские, французские фильмы. Прекрасная сказка о любви – «Первый рыцарь».

– Какие фильмы еще вы бы порекомендовали посмотреть?

– Фильмов, которые заставляют задуматься, очень много. Кино – предмет отдельного разговора. Я скажу лишь о некоторых. «Храброе сердце», «Патриот», «Мы были солдатами», «Спасти рядового Райана», «Говорящие с ветром», «Слезы солнца», «Форрест Гамп». Для детей, для молодежи – известный фильм «Спешите любить», «Флика», «Поллианна». Замечательный фильм «Папе снова семнадцать».

– И напоследок еще раз о главном. Если коротко, что вы считаете главным в жизни?

– Обрести Христа и последовать за Ним.

Беседовала Марина Боровикова

Алтайская миссия

Теги




Новости по теме

08.08.2016
Десятый юбилейный Крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских» финишировал 20 июля в Турочакском районе. Участники Крестного хода преодолели 275 километров пути. Об особенностях этого православного мероприятия рассказал его
4291
27.08.2015
Миссионеры дали ребятам продукты и вывели их на дорогу [фото]   «Комсомолка» уже писала о том, что участники девятого крестного хода «По стопам миссионеров Алтайских» спасли заблудившихся в тайге, изможденных и голодных
4815
07.08.2015
С 18 по 28 июля состоялся крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских» по маршруту : Майма  –  Усть-Кокса. Предлагаем Вам дневник участницы Елены Лисицкой. 18.07.15г. Вот и снова Господь собрал нас в
6258

Популярные новости

15.07.2021
14 июля - день памяти свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в Риме пострадавших. В этот день в селе Зудилово приход одноименного храма отмечал Престольный праздник.   Божественную литургию возглавил благочинный Белоярского ...
660
15.07.2021
5 июля в Кемеровском епархиальном управлении прошла конференция «Развитие скаутского движения в Сибирском Федеральном округе», в которой принял участие председатель молодежного отдела  Барнаульской епархии иерей Артемий Меркулов. ...
460