Интервью 5058

Пастырь добрый: Слуга Богу – отец пасомым

13.02.2014

Служение пастыря Церкви Христовой чрезвычайно ответственно. Многие люди даже не представляют себе, какие требования возложены Господом на плечи священнослужителя и какие трудности ему приходится преодолевать. Вашему вниманию предоставляется интервью с протоиереем Андреем Ушаковым. Обратимся к этой истории священнического служения и постараемся увидеть всю высоту и достоинство этого подвига.

– Детство – это пора, когда на устах всегда смех, а на душе всегда мир. Батюшка, было ли Ваше детство безмятежным или пришлось уже в юные годы столкнуться с трудностями?

– Слава Богу, и спасибо моим родителям, в детстве я много смеялся, а на душе у меня всегда был мир. Большая заслуга в этом моей мамы, Галины Федоровны, которая хоть и не была крещена в то время, но жила настоящей христианской жизнью. Она добрая супруга для нашего отца, а для нас с братом – любящая мама. Помню, что в детстве, если заболеешь, в любой час ночи, открыв глаза и попросив пить, найдешь маму рядом бодрствующей. Отец наш осиротел в три года, а мама жила с отчимом-скрягой, так что и еды не всегда хватало. Думаю, поэтому родители старались, чтобы то, что они претерпели в своем детстве, никак не коснулось нас. Самой большой трудностью в детстве для меня были походы в магазин и школу, которые находились в другом микрорайоне. Постоянно сталкивались с «местными пацанами»: то мы от них убегали, то они от нас. Но это никак не омрачало нашу жизнь, скорей – наоборот. Позже и эту проблему удалось решить: мы общались уже не столько с соседями, сколько с теми, с кем занимались спортом. Спорту я уделял много внимания, так как в детстве хотел стать военным и готовился к поступлению в училище. Играл в хоккей, футбол, занимался легкой атлетикой, рукопашным боем.

Если коснуться места моего рождения, то это был небольшой военный городок в степях Казахстана. Мои предки были уральскими казаками, а в Семиречье и в Восточном Казахстане они несли государеву службу. Здесь их и застала революция. Их судьбу трудно проследить, я уже говорил, отец рано осиротел, просто было некому рассказывать. Но у нас в альбоме хранятся несколько фотографий деда, Ушакова Александра Евлампьевича, в военной форме. Он в это время служил в Берлине. С него наша семья начинает свою новейшую историю.

– Лев Толстой писал: «Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл». А смысл жизни христианина – это жажда и поиск Бога. Отец Андрей, как произошла Ваша личная встреча с Богом?

– Личная встреча с Богом у меня произошла в детстве. Мне было около десяти лет, когда однажды отец взял меня с собой на рыбалку. Они со старшим родственником ушли вниз по течению реки, а меня попросили находиться рядом с автомобилем, чтоб никто не отвинтил колеса. Я порыбачил, покупался, вскоре мне наскучило, и я стал искать занятие более интересное. К реке выходила скала, которая показалась мне не очень крутой и высокой. Захотелось залезть на нее, чтобы оглядеть окрестности. Ни минуты не сомневаясь, я полез. Но чем дальше взбирался, тем круче становился утес. Надо мной стали кружить и кричать орлы. Не на шутку испугавшись, решил отказаться от подъема и спуститься вниз. Но взглянув туда, откуда только что поднялся, обомлел. Как я сюда залез? Почти отвесная стена внизу, такая же точно – вверху. Я стою на высоте около ста метров на небольшом выступе, на котором едва помещаются две ступни. Покричал, но никто не услышал; поплакал, но при летней казахской температуре в 45 градусов слезы высыхали, не докатившись до ноздрей. Губы на жаре пересохли, голова заболела, я просто не знал что делать, а ноги стали затекать от неподвижности. И вот тут я первый раз в жизни помолился. Я не был крещен, у нас в городке и церкви-то не было, молитв я не знал. Вернее думал, что не знал. Они полились сами собой. Во-первых, я попросил прощения за то, что незадолго до этого, в игре с ребятами, кричал «на кого Бог пошлет», кидая куски грязи в небо. Во-вторых, попросил, если Ты есть на самом деле, помоги мне выпутаться из этой ситуации. Ну и, в-третьих, пообещал, скорее даже сам себе, чем Ему, что об этих слезах и словах, об этой первой молитве никогда не забуду. И пришло спокойствие. Оглядевшись, увидел метрах в двух от себя козью тропу. Она была ниже меня, то есть, прыгнув на нее, я должен был долететь. Прыгнул и долетел. Тропа вывела меня к реке, почти за километр от автомобиля. Но я был на равнине, я был счастлив!

– Русский писатель Иван Бунин сказал, что «человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Если говорить о выбранной Вами светской профессии, принесла ли она Вам радость?

– Ни о какой светской профессии говорить на полном серьезе не могу, так как стал священником в 20 лет, вскоре после армии. Но о священстве, как об интересном делании, готов говорить сколько угодно. Господь дал возможность познакомиться со многими интересными людьми, а интересен и уникален каждый человек. Даже общаясь с простой бабушкой-прихожанкой, подчас можно проследить историю целой страны на примере одной личности. Она – блокадница, затем целинница, многодетная мать, ударник труда, участница всесоюзной стройки и т.д. И рассказ ее не о себе, а о людях «настоящих, не то, что я». По ее собственному выражению, это герои, на которых страна держалась.

Служение дало мне возможность много путешествовать. Что касается Алтая, нет ни одного райцентра в крае и Республике Алтай, где бы я не побывал. Также был в паломничестве на Афоне, в Бари, на Корфу, в Иерусалиме, Мирах Ликийских, в Кикском монастыре.

– Отец Андрей, Вы учились в Омском военном училище – учебном заведении, которое славится своими знаменитыми маршалами и полководцами, героями Советского Союза и Российской Федерации. Какие яркие события остались в Вашей памяти после обучения?

– Уже говорил, что с детства хотел стать военным. Попытался осуществить свою мечту, но Господь судил иначе. В Омске я сдал все экзамены, был зачислен на первый курс. Это был 1992 год, год полного распада страны. Только мы начали обучение, как наше дважды Краснознаменное училище, несмотря на обилие выпускников маршалов и героев, закрыли. Курсантов начали распределять по учебным заведениям в другие города. Кто-то был переведен в Благовещенское танковое училище, кто-то – в Челябинское. Несколько человек с нашего взвода попали в Новосибирск, на факультет войсковой разведки. Но и здесь наши скитания не закончились. В это училище прислали курсантов сразу с нескольких закрытых военных вузов. Оказался перебор. Так как Советский Союз распался, курсантов с союзных республик начали отсылать на родину. Нас с одноклассником Федей Лебедевым, который поступал сразу в Новосибирск, отправили обратно в Казахстан. Родители в этот момент переезжали в Алейск, я просил подождать немного, пропишусь, мол, в России. Но не подождали. А получать приказы на казахском языке не захотелось.

– Вы избрали путь, преисполненный трудностей и невзгод, но благородный и святой. Батюшка, почему Вы решили стать священником? Где и когда произошло Ваше рукоположение?

– Получилось, как в известной сказке. В поисках невесты объездил много царств и королевств, а она жила рядом с домом. Пока я учился в Омске, потом в Новосибирске, родители переехали в Алтайский край, в город Алейск, поселились рядом с храмом. Приехав сюда и увидев церковь, ощутил какую-то ее таинственность и величие. Здесь мы были крещены вместе с братом, сюда я некоторое время спустя пришел на первое послушание. Это событие произошло вдруг, неожиданно. В гости к алейскому батюшке приехал священник из Кемеровской области, отец Сергий. Он был слеп физически, но духовные его очи видели каждого человека. У брата была врожденная грыжа, и мама по совету соседки пошла к этому священнику за молитвой. Вечером она рассказывала о своих переживаниях в церкви, а я не с того ни с сего спросил: «А есть ли у священника помощник?» Она сказала, что вроде есть, но он же и водитель, и кочегар. «Интересно, взяли бы меня в помощники?» – сказал я, на что мама только улыбнулась. С этими словами и легли спать. А ночью мне приснился сон, будто входят в мою комнату священники в золотых облачениях, и старший из них (теперь я понимаю, архиерей) меня благословил. Не помню точные слова, которые он произнес, но смысл их был заключен в том, что нужно завтра же идти в храм и начинать служение. Вот я и пошел. Проснувшись, побежал в церковь, рассказал все священнику, он немножко посмеялся надо мной, но благословил быть пономарем. С того времени и началось служение.

Однажды прихожу в храм, а мне настоятель говорит, чтобы срочно ехал в Барнаул на рукоположение во диакона. У меня тогда было правило каждый день читать акафист святителю Николаю, перед которым я провинился. Занимался единоборствами, хотя сам уже решил стать священником. Успокаивал себя, мол, ничего страшного, я же для здоровья этим занимаюсь, в философию не лезу. Однажды, выполняя одно упражнение, я высоко прыгнул, ногой ударяя невидимого противника, который почему-то должен был быть под самым потолком. Уже в полете увидел, что нога прошла в нескольких сантиметрах от иконы святителя Николая, что висела в углу. Приземляясь, нога попала в небольшую лужицу, которая осталась после влажной уборки. Поскользнувшись, я сломал ногу. Полгода не мог на нее даже наступить, о занятиях спортом не было и речи. Я понимал, что святитель Николай мне для вразумления послал скорбь. С того момента я начал к ежедневному молитвенному правилу прибавлять акафист Николаю Угоднику. Так продолжалось до самого рукоположения во диакона, которое состоялось 22 мая 1995 года в Никольском храме г. Барнаула.

Диаконом я служил в Покровском соборе города Барнаула до праздника Преображения Господня. 19 августа в г. Горно-Алтайске был рукоположен Преосвященным Антонием, первым епископом Барнаульским и Алтайским, во пресвитеры. Первоначально планировалось, что я стану священником в Усть-Пристани. Но на следующий день после рукоположения владыка поехал служить в с. Онгудай Республики Алтай. Меня послали в это село накануне вечером, чтобы я совершил проскомидию, совершил таинство исповеди и встретил архипастыря перед службой. Приход в Онгудае существовал уже два года, а настоятеля все еще не было. Во время Литургии владыку осенило, он вдруг решил, кого нужно направить в Онгудай. Точнее оставить. Меня. Он объявил это на проповеди, люди плакали, я сам чуть не прослезился. Шесть лет, первых шесть лет священства прошли в Онгудае.

– Семья – надежный тыл и опора в жизни. Батюшка, расскажите немного о Вашей малой церкви, о детях.

– Со своей супругой я познакомился в с. Романово. Она пела на клиросе, а мы приехали на службу из Алейска. Я прислуживал в алтаре, читал Апостол. После службы погуляли, познакомились, а через 17 дней обвенчались. Сейчас у нас пятеро детей. Каждый ребенок не похож на других, у каждого свой характер, свои увлечения. В ком-то я вижу себя, в ком-то даже маму. Один смиренный, второй плаксивый, одна любит наряжаться, другая рисовать. Из своего детства я об одном сожалею: что наша семья не была многодетной. Не был бы я тогда таким эгоистом.

– Жизнь священника – это всецелое посвящение себя Богу, Церкви, людям. Для личных интересов остается совсем мало времени. Батюшка, чем Вы заполняете это время? Какие у Вас увлечения? Любимые книги, фильмы?

– Чтение богословской литературы прививает хороший вкус. После уже не можешь читать низкопробные современные романы или детективы. Перечитал всех классиков, которых изучали в школе, потому что тогда не мог понять, о чем они пишут. Влюблен в XIX век, во все, что с ним связано. Поэтому классика того времени – мое любимое чтение. Прочел всего Солженицына, нравится Акунин своим девятнадцативековым слогом. Но самой любимой книгой с детства и до сего дня остается «Тихий Дон» М. Шолохова.

Фильмы смотрю разные, не ищу в них глубокого смысла, так как понимаю, что кинокартина – это выдумка сценаристов. Люблю смотреть исторические и военные фильмы советского времени. Удивляюсь подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, преклоняюсь перед героями.

Из увлечений остался только каток. Два раза в неделю играем в хоккей вместе с детьми. Удачное время – с 9 до 11 вечера, когда уже нет ни службы, ни других послушаний. На что-то еще, увы, не остается времени.

– Нашей редакции стало известно, что Вы пишете книгу. О чем она?

– «Пишете книгу» – сказано слишком громко. Так, небольшие зарисовки из жизни, священнической практики. Опять же нехватка времени не позволяет заняться этим делом более серьезно.

– Отец Андрей, Вы ранее служили в Республике Алтай и возглавляли миссионерский отдел. Какой ценный опыт Вы получили, неся свое послушание в этом месте?

– Преодолел страх выйти со словом Божиим за порог храма. Господь заповедовал христианам идти научать народы, но не всегда это получается. Научением мы считаем слова проповеди, произнесенной после службы. Но Господь имеет в виду другое научение, ведь заповедует после этих слов крестить их, то есть речь идет о таком научении, после которого люди приходят креститься. А проповедь в храме предназначена для уже крещеных людей, это не миссионерство.

Пришлось в миссионерских поездках побывать в таких местах, где никогда прежде не ступала нога священника. Интересные встречи, искренние вопросы. Запомнилось путешествие по Оби, по селениям, расположенным на берегах реки. Очень интересный факт. Селение находится на одном берегу, а райцентр на другом. Чтобы добраться до него, необходимо отмотать не одну сотню верст через Барнаул или Бийск. А приходской священник тоже находится в райцентре. Вот и не ступала нога священника. А там одних детишек крестилось по 60 человек. После поездки окормление этих сел было поручено владыкой ближайшему приходу.

– В данный момент Вы возглавляете отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. С какими проблемами Вам приходится сталкиваться, какие вопросы решать?

– В поле деятельности отдела входит окормление воинских частей, полиции, наркоконтроля, ФСБ и всех других силовиков. Человек в погонах остается человеком, ему свойственны и духовные переживания. Задача нашего отдела – наставить, помочь и поддержать военнослужащих в непростых жизненных ситуациях. Сложнее всего защитникам Отечества пережить разлуку с семьей, командировки в горячие точки. Задача военного духовенства и там обеспечить совершение богослужений для наших воинов. В связи с этим приходится бывать в командировках на Северном Кавказе или в других местах, где проходят учения войск, расквартированных на территории Алтайского края. В нынешнем году в епархии были введены две должности военного священника, в частях г. Алейска и ЗАТО Сибирский. Идет только становление данного института, поэтому проблем хоть отбавляй. Но с помощью Божией и благодаря стараниям духовенства, назначенного на эти должности, все они решаются. Главное, что удалось сделать за эти годы, – превратить священника в армии из свадебного генерала, выступающего с патриотической речью 23 февраля или 9 мая, в реального труженика и участника духовной жизни армии. Сюда входит молитва с военнослужащими, духовно-нравственные беседы, исповедь и причастие солдат.

– Вы обучаетесь в Московской духовной академии. Как проходит Ваше обучение? Занимаетесь ли Вы каким-либо научным исследованием?

– Обучение проходит успешно. Я рад, что поступил, это дало возможность слушать лекции таких профессоров, как А.И. Осипов, М.С. Иванов, К.Е. Скурат и других ярких современных богословов и церковных историков. Сдавать им экзамен весьма непросто, автоматом оценку никто не получает. Одинаково строго спрашивают и с чтеца, и с архиерея. За время сессии прочитываю до десяти книг, уже не молодость, загодя запоминать не получается. Следующий учебный год – заключительный. Сейчас определяюсь с темой диссертации. Какая она будет, магистерская или кандидатская, будет зависеть от объема материала, который удастся собрать. Но ученым я себя не ощущаю, это не мое.

– Отец Андрей, Вы являетесь организатором детского военно-патриотического лагеря. Какие цели и задачи Вы перед собой ставите как руководитель этого мероприятия?

– У меня свои дети, поэтому, занимаясь организацией лагеря, убиваю двух зайцев. Во-первых, организую работу с приходскими детьми, во-вторых, больше времени провожу на природе со своими детьми за играми и отдыхом. Вся работа в лагере построена на моем личном мироощущении. В детстве я был в лагере, то, что в нем нравилось, перенесли сюда, что не нравилось, исключили. Плюс добавили того, чего не было в детстве у нас, но чего очень хотелось. Футбол каждый день, костер каждый день, настоящая зарница, с захватом пленных, купание и, главное – военная форма! Ее мы выдаем каждому участнику лагеря. В конце сезона награждение отличившихся ребят настоящими воинскими значками, которые можно носить из года в год, из сезона в сезон. Лагерь начал свою работу в 2006 году.

– Для православного человека посещение святых мест – великая радость. Батюшка, Вы посещали Святую Землю, Афон, какие самые яркие впечатления остались у Вас после этих путешествий?

– Самое яркое впечатление, которое осталось от посещения Афона, – это живое дыхание молитвы и благодати, которое сохранилось и до наших дней. Раньше о ней я читал только в книжках, подвижников представлял только в глубокой древности. А они живут и действуют и сегодня! В пещерах, в расселинах гор, в полуразрушенных кельях. Живут и молятся за весь мир, за весь род человеческий.

– Из событий, запомнившихся там на всю жизнь, хочу поделиться воспоминанием о встрече с двумя иконами. Первая – с Иверской иконой Божией Матери. Много раз читал и с амвона рассказывал о том чуде, которое произошло с этим образом, о том, как воин ударил его копьем, а из иконы полилась кровь. Но когда сам увидел эту кровь, словно рубиновую смолу, запекшуюся на лике Пресвятой, был поражен. Читать – одно, а своими глазами увидеть – совершенно другое. Или вторая встреча. С образом великомученика Георгия Победоносца, который находится в монастыре Зограф. По преданию он появился чудесным образом на приготовленной к иконописи доске, и от образа стали истекать чудеса. Один епископ, не поверив рассказам, прибыл на Афон и с дерзновением спросил: «Это что ли чудотворный образ?» – и ткнул пальцем в лик. Палец прилип к иконе. Как его только не пытались освободить, ничего не получалось, палец словно вживился. Епископ раскаялся, всю ночь со слезами молился. Утром ему было видение, что он прощен, но палец придется отсечь. Прочитав все это по пути в монастырь, нисколько не поразился. На Афоне, что ни монастырь, то чудо. Открыли нам храм, подхожу к иконе вмч. Георгия… И вот тут поражаюсь, будто молнией. Чуть ниже глаза, с левой стороны торчит из иконы потемневший палец, отсеченный некогда от руки епископа. Вот такие яркие остались впечатления.

– Вы уже много лет являетесь духовником крестного хода в с. Коробейниково, к иконе Пресвятой Богородицы Казанская (Коробейниковская). Какую цель, по Вашему мнению, должен поставить перед собой каждый пеший богомолец?

– У каждого богомольца своя цель. Надеюсь, что для каждого важнее всего обрести Царствие Небесное. Лично для меня этот крестный ход – служба Богородице, которая совершается каждый год в течение недели в нашей епархии. Во время молитвы прошу Пресвятую Деву испросить у Своего Сына прощения моих прегрешений, дать благословение на труды в грядущем году.

Для кого-то крестный ход – это выполнение обета, для кого-то это целая жизнь. Но все идут одним организмом, имя которому Церковь, живут одной общиной, творят одним дыханием молитву. Жаль, что это длится всего неделю. После праздника мы разъезжаемся по всему миру. (Сейчас уже миру, сначала по городу, потом по краю, потом по стране, сейчас уже по миру.) А встречаясь, всегда искренне лобызаемся и спрашиваем о делах, не потому, что именно так говорят при встрече, а искренне интересуясь.

– Крестный ход к чудотворной иконе – значимое событие в жизни не только Алтайского края, но и в жизни нашей страны в целом. О каких самых назидательных и незаурядных событиях, произошедших в крестном ходу, Вы можете рассказать?

– В крестном ходу любое событие – это назидание. Особо запомнился крестный ход три года тому назад. Из Барнаула до Коробейниково нас сопровождали два экипажа ГИБДД. В начале пути с некой усмешкой смотрели сотрудники на пеших паломников. Куда-то идут, что-то несут, о чем-то поют, все похожи на цыганский табор. Но по мере приближения к святыне усмешка пропала, а на стоянках они стали подходить к духовенству и мирянам, задавая различные вопросы. А в последний день хода все сотрудники крестились в Чарыше, недалеко от села Коробейниково, а в праздник причастились.

Удивляют силой духа бабушки. Немощные на вид, они 250 километров топают своими ногами, да еще и молодежь подбадривают, чтоб не отставали. А дети!? После нескольких часов ходьбы по раскаленному асфальту вечером устраивают футбольный матч!

Слезы и необыкновенное состояние духа в момент окончания крестного хода… Состояние, которое испытываешь, прикладываясь к чудотворному образу, может понять только тот, кто ощутил на себе все тяготы и радости крестного хода. Пересказать словами это невозможно. Особенно сильно это ощущение в первый для паломника крестный ход.

– Батюшка, на официальном сайте епархии Вы вели рубрику «Вопрос – ответ». Скажите, какой вопрос был для Вас самым неожиданным?

– Самым неожиданным был вопрос, поступивший на английском языке от заморского читателя. Поразил даже не сам вопрос, а то, что сайт епархии просматривают не только жители нашего Отечества, но и за рубежом.

Интересно было отвечать на вопрос о Восьмом Вселенском Соборе, который якобы готовится темными силами, на котором будет решаться вопрос о переходе нашей Церкви на русский богослужебный язык, новый стиль, электронные карты и тому подобное. Не вдаваясь в богословские премудрости, попытался объяснить вопрошающему, что Вселенскому собору, если таковой и будет, совершенно не важно, на каком языке служат в России. Приедут греки, болгары, сербы и другие народы, они будут обсуждать вопросы мирового масштаба. И темы Русской Церкви для них совсем не актуальны. Греку, например, совсем неинтересно, на каком языке служат в России. И новостильный календарь уже давно используется и в Греции, и в Болгарии, поэтому обсуждать и эту проблему они не будут. Тем более для России. Никто не заставит русских служить на русском языке, если они сами этого не захотят.

– Вы являетесь благочинным, настоятелем двух храмов, членом Ученого совета. Как Вам удается это все совмещать?

– Ничего не совмещаю. Служение священника разностороннее и многогранно, я просто живу. Сегодня Литургия в городе Заринске – очень хорошо, завтра престольный праздник в с. Тогул – прекрасно, занятия в воинской части или отделе полиции – замечательно. Все это для меня одно дело, которое по мере своих сил пытаюсь делать. Часто приходится слышать такие недовольства: «А почему я? Мне за это не платят!» Перед глазами встает образ некоего наемника, который совершает работу за определенную плату. Не хотелось бы быть похожим на этот образ.

Господь посылает большие утешения после трудов. Немаловажными из них являются уже упомянутые паломнические поездки. Находится один или несколько человек, которые зовут с собой в путешествие, при этом берут расходы на себя. И владыка никогда не отказывал в благословении на поездку, зная, что она лишь придаст силы для дальнейших трудов.

– И в заключение. Каким, на Ваш взгляд, должен быть настоящий пастырь?

– Неленивым, добрым, отзывчивым, готовым нести каждодневное служение. По слову апостола «для всех быть всем», уметь разговаривать и с простым крестьянином, и с губернатором, при этом не возвышаясь и не пресмыкаясь. Всегда помнить, что в Церковь пришел для спасения своей вечной души, а не для карьеры, зарабатывания денег или славы. Рад, что в современной Церкви вижу таких пастырей, в том числе и на Алтае, желающих и служащих в отдаленных селениях, на бедных приходах, пусть не имеющих золота в кармане, но имеющих золотую душу. При этом зачастую слышащих не слова благодарности, а поношения и обвинения почти во всех грехах. Их молитва, труд и проповедь спасут современную Россию. Вместе с людьми в погонах и патриотами, вкладывающими в развитие страны силы и старания каждый на своем поприще, такое духовенство является оплотом Руси. Ведь, как известно, земля стоит не на трех китах, а на чести, мужестве и преданности. Преданности своему Отечеству и своему Богу.

Беседовала Нина Попова

"Алтайская миссия", №1, 2014 год

Фотогалерея





Популярные новости

11.02.2021
Петербургский  сайт  800-летнего юбилея святого благоверного князя Александра Невского начал свою работу 10 февраля. На портале будут размещаться не только петербургские, но и самые интересные новости, публикации, видео и фоторепортажи ...
356
15.02.2021
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи. Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Сретения Господня, в который по сложившейся в нашей ...
270