Интервью 2290

А.Г. Овсиевский: «Заповеди Иисуса Христа - кодекс любого нормального человека»

01.09.2007

Гость «Алтайской Миссии».

И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лука 19,39-40)

В этом году случилось необычное и знаменательное событие – в одной из лучших школ города Барнаула – гимназии № 40, которую много лет возглавляет Александр Георгиевич Овсиевский, потомственный педагог, депутат и общественный деятель, открылся православный  класс. То есть это самый обычный первый класс с традиционной школьной программой, но только в нем кроме других предметов будут преподаваться «Основы православной культуры», занятия по которым станет проводить православный священник. Необычно также и то, что сам Александр Георгиевич – человек, хотя и симпатизирующей Русской Православной Церкви, но являющийся членом КПРФ, а ранее состоял в КПСС…

- Александр Георгиевич, Вы как никто другой знаете ситуацию в современной школе, поскольку в течение многих лет являетесь директором одной из них... Как бы Вы прокомментировали слова зам. главы  городской администрации Б.А. Черниченко, который, со слов  участницы публичного отчета комитета по образованию Октябрьского района О.А.  Синявиной, 30 августа сказал на этом собрании, что: «Мы ничего не можем сделать с наркоманией и детской преступностью».  Насколько в действительности тревожна эта ситуация?

- Относительно заявления заместителя главы администрации г. Барнаула Б.А. Черниченко могу сказать следующее: вряд ли Борис Алексеевич имел в виду именно то, что поняла из его выступления О.А. Синявина. Тем не менее, сегодня, действительно, идет постоянный рост детской преступности, действительно, есть большие проблемы с наркоманией, действительно, падает нравственность молодого поколения. Это связано, с моей точки зрения, с неправильной государственной политикой или ее отсутствием в целом ряде случаев по отношению к молодежи и детям. Во-первых, сейчас в школах дети все меньше и меньше занимаются трудом. Труд все-таки дает возможность человеку создавать ценности не только материальные, но и нравственные. Во-вторых, в недавнем прошлом была какая-то идеология, в основе своей коллективистская. А сейчас нашей молодежи и детям упорно навязывается глубочайший индивидуализм, а также сплошное отрицание нравственных идеалов. Западные образцы поведения, которые связаны с потребительским обществом, с проявлениями насилия, экстремизма, – все это популяризируется с помощью телевидения, газет, с помощью книг, с помощью эмиссаров, которые приезжают к нам с той стороны. Если вы обратили внимание, на пересечении пр. Ленина и ул. Брестской висит растяжка, на которой написано: «Деньги – это главное». В прошлые времена были представления о нравственности, о том, что такое хорошо, а что такое плохо, а «кодекс строителя коммунизма» содержал многие вполне христианские заповеди.

Плюс молодежь заражают огромным количеством псевдорелигиозных организаций, которые наводняют нашу страну. Почему-то в письме ученых академиков прозвучали претензии не в адрес этих организаций, а в адрес Русской Православной Церкви (РПЦ). С моей точки зрения, РПЦ как раз не отличается особой активностью, она могла бы значительно больше работать в этом направлении. А вот западные секты проникают сюда очень активно. Причем, они при этом используют различные методы: дают деньги, предлагают возможности карьерного роста для людей, которых они вовлекают в свои организации, приглашают их за рубеж, проводят семинары, привозят много литературы, вовлекают во всякого рода походы, экскурсии и пр. У них есть гранты. Все это позволяет им захватывать в свое сети определенную часть и взрослого населения, и молодежи. Вот и появляются у нас сегодня какие-то кришнаиты, свидетели чего-то, «новая» церковь, «суперновая», «новейшая» с центрами где-то в Нью-Йорке. С моей точки зрения, все это направлено против Русской Православной Церкви, против России. Если раньше был нанесен удар по Советскому государству, то теперь наносят удар по Русской Православной Церкви, чтобы превратить Россию в нечто вроде Германии ХIХ века, на территории которой было несколько десятков удельных княжеств. Не случайно Олбрайт, уходя со своего поста, заявила: «А почему Сибирь должна принадлежать одной России? Это достояние всего мира!»

- С таким же успехом можно сказать: «А почему Калифорния должна принадлежать только Соединенным Штатам?»…

- Да… И эта война, с моей точки зрения, между Западом и Россией ведется, по крайней мере, на протяжении 500 лет – со времен Иоанна Грозного и даже раньше. Влияние Запада то усиливается, как при Петре Первом, то уменьшается, как при Сталине. Тем не менее, борьба за уничтожение России ведется давно. Сверхдержава США четко формулирует задачу: разделить все, что здесь есть хорошего, между собой. И сейчас, после того как идея коммунизма потерпела серьезное поражение, скрепляющей нацию идеей остается Православие. И поэтому против Православной Церкви направлены основные удары, в том числе ученых, которые написали письмо Путину.

Ситуация в школе действительно тревожная. Если собрать факты, о которых пишут газеты, то ситуация ужасная. А если смотреть телевидение, то может сложиться впечатление, что у нас сплошные грабежи и насилие.

- Вы известны в городе как человек левых и даже коммунистических убеждений. Более того, формально Вы не являетесь православным, поскольку не крещены. Тем более, знаменательным является Ваше решение о создании православного первого класса. Что Вас подвигло на это решение?

- Одним из вариантов выхода из того кризиса, о котором я сказал выше, может стать обращение к вере. Сегодня Православие – это спасительная идея для значительной части молодежи – как для той, которая верит и является православной паствой, так и для той, которая пока еще не верит, но соседствует с верующими детьми, которые являются для них примером, поскольку православные дети дурного, как правило, не делают. Они являются примером того, как надо себя вести. Я считаю, что сегодня создание такого рода классов даст возможность где-то сохранить, а где-то и преумножить нравственные начала. Заповеди Нагорной проповеди Иисуса Христа, по существу, - это кодекс любого нормального человека. И поэтому если мы сегодня не будем привлекать Церковь к решению нравственных проблем, то через какое-то время мы деградируем стопроцентно. Нет другого нравственного начала, которое могло бы поднять народ. Была партия, которая пропагандировала, что «человек человеку друг, товарищ и брат». А теперь-то нет такой партии! Идет пропаганда индивидуализма. И это все превращает человека в какого-то монстра, полузверя. Это одно.

Второе. Православие – реальная преграда западному влиянию сюда, в наше государство. Если мы это западное влияние не прекратим, то мы разрушимся не только географически, но и внутренне – физически. Мы морально не будем готовы к защите собственных интересов. Мы уже превращаемся в некоего потребителя. В результате человек становится эгоистом: «Мне все должны, я никому ничего не должен». А Православие проповедует главную цель – жить для людей, для общества…

- Идею жертвенной любви…

- Да, да! А тут наоборот – глубочайший эгоцентризм. Русская Православная Церковь долго молчала – 15 лет… И вот теперь опубликовала, высказала свои взгляды. В ее социальной концепции есть пункты, которые совпадают с коммунистическими. Коммунисты  говорят, что земля не может принадлежать никому, и Церковь говорит, что земля не может принадлежать кому-либо и т.д. И я считаю, что сегодня надо помогать Православию изо всех сил. В этом сохранение и спасение. Как во времена монголо-татарского ига монастыри спасли и письменность, и язык, и культуру, и прочее. Схлынуло иго – и все это сохранилось. Сегодня Православие играет, по существу, ту же самую роль. Причем, даже в большей степени.  Потому что татаро-монголы больше интересовались материальной стороной, а сейчас экспансия идет не просто экономическая, но духовная, она разлагает людей. Она превращает русских, россиян в людей, которые психологически подчиняются  Вашингтону, Лондону…

- …И доллару.

- Да. «Деньги – это главное». В  нашей православной вере главное – это душа. А у них нет! У них все по-другому.

- Как относятся коммунисты к Вашему стремлению на сближение с Православной Церковью, к открытию православных классов?

- По-разному. Многие меня поддерживают. А те, кто не поддерживает, еще не поняли, что наше государство хотя и отделено от Церкви, но это уже не то государство. Оно ничего хорошего нам не несет, кроме больших проблем. Хорошие контакты с РПЦ нам нужны для решения главной проблемы - воспитания нового человека. А тем, кто меня пока не понимает, я говорю: «Коммунистической идеологии двести лет, а Церковь существует на Руси с 988 года, то есть более тысячи лет. И она жива! У нас и ученые, и композиторы, и художники, и даже государственные деятели - кто тайно, кто явно - были приверженцами Православия, тайком крестили своих детей. Сейчас мы тоже живем по православным традициям: крестим детей, венчаем, а умер человек – заказываем отпевание и панихиды, хороним на третий день, поминаем на 9-й, 40-й и т.д. И коммунисты так же желают.

И коммунисты тоже есть разные. Был Л.Д. Троцкий, который делал мировую революцию, и был Сталин, который мировую революцию не поддерживал. И в Церкви была Московская Патриархия и РПЦ Зарубежом – теперь они объединились.

- Сейчас идет активная дискуссия на тему ведения предмета «Основ православной культуры»  в школьную программу, о т. наз. «опасности ползучей клерикализации» Российского государства и общества, о чем 10 академиков-атеистов писали в письме президенту В.В. Путину. Видимо, и у Вас не все гладко проходило с реализацией этого решения?

- С моей точки зрения, академики обратились не туда, не по тому вопросу и не тогда, когда надо. Они доказывают, что Церковь искажает научную истину. Церковь никакой научной истины не искажает, никаких препятствий науке не чинит. Тем более физике, химии, математике. А если брать гуманитарные науки, то мнения той или иной группы людей, того или иного сообщества на Западе и науками-то не считают. Церковь больше заботится о душе, о нравственности. Она не посягает на научные истины. И почему они избрали третейским судьей Президента России, тем более непонятно. Он ведь не является ни представителем Церкви, ни представителем науки. Он просто высокопоставленный чиновник. С моей точки зрения, сам факт того, что ребенок задумается о своей душе, о смысле жизни, о том, чего можно, а чего нельзя, правильно он сделал что-то или неправильно, нарушил ли заповеди или нет – вот это важно.

И потом, проблема нравственности науки – это особая тема. Нравственно ли было изобретать водородную бомбу? Нравственно ли создавать ракеты с разделяющимися боеголовками? Если в целом говорить о науке и о религии, то в вопросах нравственности наука проигрывает. Они вот об этом могли бы поговорить. Их заявление носит какие-то особые цели, поэтому, с моей точки зрения, это письмо могло быть даже инспирировано нашими противниками из-за рубежа. Я не думаю, что они просто так выступили. Потому что внутри государства оно никакой положительной энергетики не несет. Это один из элементов разделения в нашем обществе.  Главное – стравить кого-то с кем-то, направить против Церкви, спровоцировать драку. Итак, это письмо написано не в то время, не туда и не о том.

- Сейчас в нашу страну хлынул мутный поток всяких сект, лженаук, о чем Вы уже упоминали. Академик В. Гинзбург, выступая против преподавания ОПК и «клерикализации», поставил на одну доску «астрологию» и «теологию». В чем Вы видите разницу между Православием и множеством сект, которые идут к нам из США, Европы, Японии, Индии и т.д.? А может они все хотят нам добра, добиваясь равенства между «всеми религиями»? Нередко говорят, что, мол, Бог один, только по-разному называется…

- Согласен – поток мутный. В свое время еще в СССР были органы, которые контролировали эти секты. А потом они прекратили борьбу с сектами из-за «плюрализма» мнений. Теперь эти секты, базы которых находятся в США, имеют полное право на существование. Это как военные базы на чужой территории. Надо выдавливать их всех из Российской Федерации. Мне говорят иногда: «Россия – многоконфессиональная страна, у нас есть ислам, буддизм…» Ну и пусть он будет. Теперь же хлынуло море этих лжепророков. И что особенно мне не нравится, так это то, что на телевидении по многим каналам идут вот эти проповеди. Причем, в виде шоу-программ. Возможно, зомбируют людей, используя методы нейро-лингвистического программирования, превращают в манкуртов. Возможно, Православию действительно стоит откликнуться на призыв этих ученых и действительно занять более активную позицию. Заявить, что общество безнравственно, что надо его очищать от этой скверны.

- Итак, Вы и Ваша школа уже сделали первые шаги в этом направлении…

- Мы с Кресто-Воздвиженской общиной г. Барнаула (О.А. Синявина) давно уже сотрудничаем по возвращению собора по депутатской линии. К нам приходили священники, в том числе и наши выпускники – о. Михаил Бень, о. Владислав Лапердин, о. Никандр (Речкунов). У них была идея открыть православную школу. Но на самом деле это очень сложно, особенно при оформлении документов. И я им сказал: «Давайте у нас в школе откроем православные классы». И первый класс мы открыли, хотя и с большим трудом. Было противодействие. С одной стороны, вроде бы все «за», а, с другой, возникает страх: «как бы чего не вышло». Это все продолжалось долго. Всю весну и все лето я ходил в районный и в городской комитеты по образованию, писал объяснительные. Меня вызвали в прокуратуру Октябрьского района по поручению прокуратуры Алтайского края, где интересовались системой организации учебного процесса в организуемых классах и тем, не ущемляем ли мы права детей… Газеты начали проводить так называемые «опросы», а, как известно, у людей имеются самые разные мнения. И это при том, что есть министерское разрешение, есть учебные пособия, то есть все делается по закону! И то возникают проблемы. А если бы что-то было не так?..

Недели три назад открываю «Учительскую газету», а там написано: «Казань объединила исламскую молодежь». Исламскую молодежь можно объединять в Казани, а православную молодежь нельзя. Если мы будем жить, как сейчас, нам через несколько лет не с кем будет разговаривать на русском языке. Все уедут. Между тем, православные – это обыкновенные труженики, ничем не отличающиеся от других. Только у них есть вера, которая их поддерживает. Другие давно бы спились, закололись наркотиками, а они – нет. В общем, проблем много. У нас так повелось в стране: можно пить, гулять и даже совершать преступления – и все нормально. Но стоит только подумать о душе, как это уже вызывает подозрения у власть предержащих.

Итак, мы открыли класс, набрали детей, будет читаться курс «Основ православной культуры» - для желающих, естественно. Никакого насилия тут не будет. И я надеюсь, что перелом в сознании произойдет, и люди поймут, что ничего дурного тут нет. Ничему плохому их не научат. Те, кто со мной беседовал в разных органах, мне говорили: «Мы понимаем, что Церковь плохому не научит, но как бы чего не вышло…».

Теперь о том, почему я не крещен? Я родился в 1952 году, когда это все не очень приветствовалось… Думаю, должна возникнуть внутренняя потребность ко Крещению. Вот возникла у меня потребность – помогать этой конфессии, этим людям, в этой ситуации в нашей стране. С другой стороны, большое количество тех людей, которые притесняли верующих, теперь ходят в церковь и ставят свечки. Мне оказаться в их стане не хочется. Я не притеснял, не совершал антицерковных действий, но быть с ними в одной когорте не хочу. Мне кажется, если присягал какому-то знамени, надо оставаться верным. Я с уважением отношусь к Белому движению времен Гражданской войны – к тем людям, которые остались верны присяге. А те, кто бегает от кормушки к кормушке, мне не по душе. Сегодня из всех директоров школы г. Барнаула я единственный - член компартии, но, с другой стороны, я единственный, кто помогает Православной Церкви. Пока никто больше – из демократов, из «Единой России» не спешат этим заняться.

Справка: А.Г. Овсиевский – коренной барнаулец. Его мама, Р.С. Овсиевская, была учителем русского языка и литературы, заместителем директора 40-й школы, в которой Александр Георгиевич сейчас работает. Руфине Серафимовне еще в советские времена было присвоено звание «Народный учитель СССР», таких на весь Алтайский край было несколько. Его отец был инженером на Станкостроительном заводе. Дед по отцовской линии был врачом-рентгенологом, служил много лет в Красной Армии, затем работал во 2-й городской поликлинике, в довоенный период возглавлял ее, был главврачом, воевал и в годы гражданской войны, и в 41-м под Москвой, под Вязьмой, на пенсию вышел в 1959 году. Бабушка работала вместе с ним медсестрой. По материнской линии дедушка и бабушка из крестьян, бабушка прожила до 93 лет, а дед погиб в 42-м, был связистом. Александр Георгиевич окончил в 1973 году физико-математический факультет Барнаульского госпединститута. С тех пор работает в 40-й школе-гимназии, которую и окончил. Жена Ирина Николаевна – преподаватель БГПУ, сын Алексей учится в 40-й же гимназии в 9-м классе.

А.Г. является депутатом Алтайского краевого совета народных депутатов, до этого два созыва - с 1996 по 2004 годы - был депутатом Барнаульской городской думы. Член КПРФ. Кроме того, член Коллегии краевого Управления по образованию и делам молодежи, член Коллегии городского комитета по образованию, член совета директоров школ г. Барнаула, председатель Ассоциации лучших школ Алтайского края.

Владимир КЛИМЕНКО





Популярные новости

20.11.2021
Предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в пятницу, 20 ноября, исполняется 75 лет. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы,  21 сентября 2015 года, Святейший Патриарх Московский и ...
3717
25.11.2021
В Барнаульской епархии пройдет ежегодный традиционный форум - XII Рождественские образовательные чтения. Краткая программа . Тема чтений: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и ...
2729