Разговор об истории Ватикана следует начинать с места, вокруг которого он был основан - могилы святого Петра. Однако прежде зададимся вопросом, откуда взялось само название Ватиканского холма?
До нашей эры эта территория, Aver Vaticanus, не была заселена. Место считалось священным, здесь еще со времен древних этрусков предсказывали будущее жрецы-ватикании, обосновавшиеся поблизости от храма Аполлона.
Тогда Монте-Ватикано являлся окраиной Вечного города.
Центр Рима располагался на левом берегу Тибра, правый берег был заселен лишь в районе нынешнего Транстевере. По свидетельству Тацита, место это считалось нездоровым для жизни. Разливы Тибра постоянно заливали склоны холма, местность была заболоченная, в ней водились змеи. Однако более чем миллионный Рим развивался, и со временем высокие цены на землю вдоль левобережья Тибра способствовали застройке правого берега.
На рубеже тысячелетий Агриппина Старшая, мать императора Калигулы, возводит у подножия Ватиканского холма цирк, который впоследствии войдет в историю под названием цирка Нерона. Чуть позже, по приказу императора, здесь разобьют сады Калигулы.
В те годы даже сам наклон холма был иным, нынешняя территория с левой стороны базилики Святого Петра находится на 9 метров выше, лежащего под ней цирка Нерона. Именно кровавые события, происходившие в этом цирке в эпоху правления одного из самых зловещих римских императоров, стали первым толчком к основанию Ватикана.
Современный читатель знаком с ними по замечательному роману польского классика Генрика Сенкевича «Камо грядеши» (Quo vadis). На деле все обстояло не так просто. Первым в официальном списке римских епископов, будущих пап, стоит имя святого Петра.
Объективности ради следует упомянуть, что сам факт его пребывания и погребения в Риме до сих пор вызывает у многих ученых сомнения, так как имя Петра не упоминается среди христиан римской общины в Посланиях апостола Павла. Другим аргументом служит «Первое послание» самого Петра, написанное, по его собственным словам, в Вавилоне. Однако Вавилоном во многих раннехристианских текстах называется именно языческий Рим, а пребывание Петра в Рим засвидетельствовано такими авторитетами, как Ориген, Лактанций и Евсевий Кесарийский.
Точной даты прибытия Петра в Рим мы не знаем. Известно, что в 43 году ему удается спастись от тюрьмы и посетить апостола Марка. Потом Петр куда-то исчезает на целых шесть лет и вновь появляется лишь в 49 году на апостольском соборе в Иерусалиме. После этого он перебирается в Антиохию и уже оттуда, вероятно, в Рим.
Предание о том, что пост епископа римской общины апостол занимал с 43 года, имеет гораздо более позднее происхождение и в настоящее время оспаривается большинством ученых. Скорее всего, Петр появился в Риме в самом начале 60-х годов - именно в это время историки отмечают резкий рост римской общины. Христианство постепенно перестает быть религией нищих и рабов, в общину входят ремесленники, купцы и даже представители высшей аристократии.
Это означает, что христианство проникает на форум и начинает приобретать определенное политическое влияние. Тогда-то и начинаются гонения на христиан. Удобным поводом для гонений стал великий пожар Рима в 64 году.
Если не вдаваться в подробности вопроса о том, был ли император Нерон инициатором этого пожара, одно то, что вина за него была возложена на христиан - исторический факт. Именно в цирке Нерона была устроена грандиозная бойня христиан, и там же, по преданию, был распят святой Петр. Распят по его собственной просьбе вниз головой: в своем смирении апостол считал себя недостойным умереть смертью, подобной смерти Господа.
Согласно другой версии, Нерон распял апостола позже, в 68 году. Как бы там ни было, историки сходятся на том, что святой Петр принял смерть на Ватиканском холме, и тело его было погребено на расположенном здесь же римском языческом кладбище.
Изначально скромная могила представляла собой простую земляную яму, подобную тем, в которых хоронили римских бедняков. По законам Рима Петр считался преступником, и воздвигнуть над ним каменную гробницу было попросту невозможно.
Первое упоминание о могиле апостола Петра встречается в датированном 200 годом письме римского священника Гая. По свидетельству Евсевия Кесарийского, выдающегося отца церкви, жившего в эпоху Константина Великого, Гай сообщал, что видел близ дороги на Остию трофей над могилой апостола Павла, а в Ватикане - трофей над могилой Петра.
Трофеями в Древнем Риме именовались памятники, водруженные в честь одержанной победы, и мемориальные надгробные сооружения. В научной литературе это первое надгробие над могилой святого принято именовать трофеем Гая. Возведено оно было, вероятно, приблизительно через 100 лет после смерти апостола.
В 315 году император Константин отдает приказ о построении над могилой Петра базилики. Центральной ее точкой становится именно трофей Гая, его накрывают установленной на колоннах порфировой ракой в ажурном корпусе. Построение на крутом холме величественной многонефной базилики потребовало грандиозных земляных работ. Была срезана и перенесена в долину вся вершина холма, в результате чего образовалась терраса высотой около 7 метров.
Базилика Константина, воздвигнутая над захоронением христианских мучеников, простояла свыше тысячелетия. Здесь в 800 году папа Лев III короновал Карла Великого императором Запада. Однако уже в XV веке стало очевидно, что здание находится в критическом состоянии. Подземные ручьи подмывали стены, кладка трескалась и оседала, грозя обрушиться. Ремонтные работы начались еще при папе Николае V, однако в начале XVI века, при правлении Юлия II, вопрос был решен кардинальным образом.
Папа приказал возвести на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и все существующие христианские церкви, способствуя укреплению власти Ватикана и распространению влияния католицизма.
В проектировании и строительстве собора Святого Петра участвовали все крупные архитекторы того времени. Изначально на конкурсе победил проект Браманте, избравшего для собора форму равностороннего греческого креста. После смерти этого архитектора строительство возглавил Рафаэль, предложивший форму латинского креста - с удлиненной четвертой стороной.
Пришедший ему на смену Микеланджело вернулся к идее центрально-купольного сооружения. Микеланджело сделал более массивными главные конструкции собора, определил его основное пространство и возвел барабан центрального купола. Сам купол достраивался уже после смерти гениального мастера.
В дальнейшем возведении собора принимали участие такие замечательные зодчие, как Джакомо делла Порта, Джакомо да Виньола, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло и Карло Мадерно. Последний удлинил восточную ветвь крестообразного здания, придав ему в итоге вытянутую латинскую форму. В результате появился главный неф, способный вместить тысячи верующих.
Так главный храм католического мира приобрел свою современную форму. Об изначальном проекте Микеланджело напоминают его многочисленные рисунки, а о проекте Сангалло - сохранившийся в сокровищнице базилики грандиозный деревянный макет.
В 1626 году собор был освящен Урбаном III, но и в последующие годы продолжались работы по его внутреннему убранству, в создании которого особая роль принадлежит Бернини. Именно он воздвиг над главным алтарем грандиозный балдахин (киворий). Как станет очевидно из дальнейшего, этот шедевр Бернини возвышается ровно над местом последнего упокоения апостола Петра.
По традиции на протяжении многих столетий в пещерах, располагавшихся под полом сначала Константиновой базилики, а потом собора Святого Петра, хоронили скончавшихся пап. В 1939 году уходит из жизни Пий XI. Перед смертью он просит похоронить себя в непосредственной близости от гробницы святого Петра. Просьба умирающего понтифика стала причиной проведения первых в истории Ватикана раскопок под полом базилики.
При раскопках, которые производились под главным алтарем, ученые обнаружили порфировую раку, так называемую меморию Константина. Внутри мемории археологи обнаружили две колонны, расположенные в покрытой красной штукатуркой стене. Это и был трофей Гая, воздвигнутый, согласно легенде, над могилой апостола. Еще через два дня археологи находят и саму могилу - и тут их постигает разочарование.
По данным антропологических исследований, кости, находившиеся там, принадлежали особям разного пола, умершим в среднем возрасте. В то время, как о Петре известно, что к моменту гибели он был семидесятилетним мужчиной.
Загадка погребения святого Петра разрешилась лишь через 12 лет. Профессор Маргарита Гардуччи, руководившая раскопками, обратила внимание на вмурованное в стену хранилище, выложенное мрамором и остатками мозаики. Хранилище представляло собой маленький склеп. Обнаруженные в нем кости принадлежали мужчине крепкого телосложения, а сохранившаяся на них земля была аналогична земле из-под трофея Гая. Более того, анализ показывал, что при переносе кости были завернуты в пурпурную парчу - ткань императоров.
Итак, спустя почти два тысячелетия после мученической гибели апостола его останки были, наконец, обретены церковью. Самое поразительное, что на протяжении столетий главный алтарь базилики всегда располагался ровно над точкой его захоронения, подтверждая слова Спасителя: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою».
Дата публикации: 13.02.2019
В наше время английский язык является одним из наиболее популярных во всём мире. Его используют практически во всех сферах жизнедеятельности: в науке, в учёбе, в средствах массовой информации, в бизнесе и так далее. ... |
Если необходимо воспользоваться авиа сообщением, то целесообразно посетить специализированные онлайн сервисы. Сайты-агрегаторы предложений от различных перевозчиков решают проблему с покупкой билетов быстро и легко.... |
В современном доме канализация является просто необходимой частью комфортной жизни человека. Именно поэтому прокладка трубопровода наружной канализации является такой важной... |