Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Музей истории Православия на Алтае

Музей истории Православия на Алтае находится на территории епархиального управления. 26 февраля 2004 года произошло официальное открытие этого музея. Экспонаты, выставленные здесь, знакомят посетителей с духовной жизнью Барнаула (с середины XVIII века) и Алтая с периода воцерковления - начала просветительской деятельности Алтайской духовной миссии (1830 г.) и до наших дней.

3D-тур по музею

Темы экскурсий:

1. Духовная жизнь г. Барнаула (середина XVIII-начало XX в.)

2. Алтайская Духовная Миссия (середина XIX – начало XX в.) 3. Зал новомученников Алтайских (нач.XX в. – сер.XX в.)

4. Приходы и Святыни Барнаульской епархии.

Для более емкой передачи экскурсионного материала используются фрагменты видеофильмов по темам экскурсий.

Режим работы: вс. пн. - выходной, вт. 10:00-17:00, ср., чт., пт., сб. 10:00-16:00, обед - 13:00-14:00.

Наш адрес: 656008, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 66

Телефон: 8 (3852) 68-03-81.

E-mail: muzalt@ya.ru

Заведующая музеем Наталья Железникова

Одной из предпосылок создания музея истории Православия на Алтае послужило то, что 2004 и 2005 годы обильно отмечены юбилейными датами в жизни Барнаула и Алтайского края. Главные из них: 175-летие со дня крещения первого коренного жителя Горного Алтая - семнадцатилетнего Элески; этот день считается началом деятельности Алтайской духовной миссии; 10-летие воссоздания Барнаульско-Алтайской епархии и 100-летие Барнаульского кафедрального собора в честь Покрова Божией Матери, долгое время служившего единственным в городе “кораблем спасения” верующих.

За десятилетия жестокой борьбы с Церковью русский - веками богобоязненный народ разучился молиться. Мы не знаем православного этикета, своих традиций, но самое печальное - не знаем, а иногда не хотим знать подлинной истории своей Родины.

Чтобы представить, насколько страшным было безбожное время, достаточно всмотреться в безысходный взгляд осужденных, глаза которых смотрят с фотографий стендов. А расположенные рядом оскверненные и обезображенные богоборцами иконы со светлыми ликами Богомладенца и Приснодевы, приводят посетителей в шок. Ящик, сколоченный из этих многострадальных икон во времена репрессий и служивший в сельсоветах для хранения архива. Теперь он стоит в нашем музее, как память об истерзанных и измученных воинах Христовых, вызывая слезы сострадания и стыда.

Основу музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, переданные из Покровского собора Барнаула по благословению Владыки Максима (являлся руководителем епархии с 2002 по 2013 год). Среди них книги, много лет помогавшие священникам служить Богу и ставшие бесценными памятниками истории Православия на Алтае, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь. Есть Святая Плащаница XIX века (Господская), к которой в течение многих десятилетий прикладывались, в своих чаяниях, верующие прихожане Покровского храма, сейчас она заняла свое место в нашем музее.

Музей истории Православия на Алтае можно назвать “первой ласточкой” в Сибири, так как среди соседних сибирских городов действующего музея такого профиля нет, а по ценности и значимости некоторые экспонаты являются уникальными.

Идея создания музея высказывалась еще при покойном владыке Антонии архивариусом епархии Т.В. Скворцовой... В прошлом году, в связи с юбилеем нашей епархии, как уже упоминалось, владыка Максим принял самое активное участие и в организации музея, и в сборе экспонатов.

Большой объем изыскательской работы ведется преподавателями БДС - иереями Георгием Крейдуном и Константином Метельницким, чьи научные материалы легли в основу экспозиции. Методическую и консультативную помощь музею оказывают: зав. Кафедрой музееведения и культурного наследия, доктор исторических наук, член Международного совета музеев (ЮНЕСКО) - проректор по научной работе АГИИК О.Н. Труевцева и архивариус-краевед Т.В. Скворцова.

Ориентирован музей на деятельность воспитанников Барнаульской духовной семинарии, которые, изучая историю духовной жизни родного края, города, будут знакомить с нею других посетителей. Проводя экскурсии и лекции в стенах музея, воспитанники будут закреплять полученные знания в училище.

К открытию музея была приурочена в Барнауле Международная научно-практическая конференция, прошедшая в Алтайском институте искусства и культуры, а также в стенах Семинарии, посвященная изучению процессов сохранения и воспроизводства нематериального духовного наследия православной культуры, совершенствованию процесса образования и воспитания подрастающего поколения музейными средствами.

Описание залов музея  

Первый зал

В Епархиальном музее первый из четырех экспозиционных залов посвящен духовной жизни столицы Алтайского края – городу Барнаулу.

Знакомство с историей города начинается с сер. XYIII в., когда первые жители Барнаульского поселка и крестьяне окрестных деревень были прихожанами единственной в округе Церкви свв. первоверховных Петра и Павла, находящейся в Белоярской крепости. В июле 1747 г. в канцелярию Колывано-Воскресенского горного завода, в ответ на прошение, пришло благословение митрополита Тобольского и Сибирского Антония на сооружение новой Церкви. Закладка храма совпала с началом плавки серебра на сереброплавильном Барнаульском заводе, на деньги которого (в основном) в 1750г. была построена первая деревянная Церковь г. Барнаула – Петропавловская.

Из записок немецкого зоолога - путешественника Брэма Альфреда Эдмунда, посетившего Барнаул в 1876г. можно узнать, что уже через сто небольшим лет « … этот уездный город не уступает многим губернским городам не только Сибири, но и Европейской России». В городе с населением 12036 жителей имелось несколько школ, духовное училище, горное училище и музей, действовало шесть Православных Храмов и лютеранская Церковь.

Традиция гражданской жизни г. Барнаула и Алтайского края, как и всей России в целом, была неразрывно связана с православием и Русской Православной Церковью. К 1917 г. в городе Барнауле действовало 17 православных храмов и 2 часовни.

Сохранившиеся планы г. Барнаула показывают, как разумно и красиво ставили большие и малые Церкви на площадях, как зеленел город скверами и садами, всегда окружавшими храмы.

Второй зал

Православие на Алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря Духовной Миссии. Великие подвижники - Святитель Макарий (Невский) и Преподобный Макарий (Глухарев) несли Свет Христов на Алтай. Алтайская Духовная Миссия вскормила и воспитала плеяду выдающихся деятелей: миссионеров, учителей, писателей, фольклористов – выходцев из глубины алтайского народа. Миссионерская школа с первых дней своего служения Алтаю была носительницей и насадительницей культуры на Алтае.

Сибирь, начиная с XYII в. стала одним из главных районов миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Её огромная территория осваивалась переселенцами, которые шли вслед за казачьими отрядами. Алтайская Духовная Миссия, основанная архимандритом Макарием (Глухаревым) в 1830 г. была первой правильно организованной в Западной Сибири и к 60-м годам XIX в. являла собой пример для подражания.

К 1917 году Миссия имела 31 отделение. В 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тыс. крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось около 3300 детей – русских и алтайцев.

Третий зал

Основную коллекцию музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, середины Х1Х – начала ХХ века, переданные из Покровского Собора по благословению Преосвященнейшего Владыки Максима. Среди них: богослужебные книги, вышедшие из употребления, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь.

Есть и очень ценные - так, Святая Плащаница (Господская) к.Х1Х – н.ХХв., к которой в течение многих десятилетий прикладывались, в своих чаяниях, боголюбивые прихожане Покровского храма сейчас заняла свое место в Музее истории Православия на Алтае. Нисколько не оскорбляя чувства верующих, мы гармонично разместили Святыню в экспозиции, посвященной истории Покровского Собора, где она наполнила зал трепетным, молитвенным благоговением.

Четвертый зал

Революционными бурями н. XX в. жизнь православных приходов и деятельность Алтайской Духовной Миссии были разрушены. Большинство школ и библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все миссионерские станы, монастыри, часовни были закрыты, большинство из них разорены и уничтожены.

Политические репрессии, прокатившиеся по всей стране, не обошли Алтай. Общее количество репрессированных достигло 60 тыс. человек. По данному печальному показателю Алтайский край вошел в первую тройку среди регионов России. Церковь и её служители были прямыми объектами репрессий, пик которых пришелся на 1937 год.

В годы воинствующего атеизма на Алтае воссияло множество мучеников за веру Христову. Так, например, из 263 репрессированных в 1937 г. 170 человек составляли священнослужители. За годы репрессий было закрыто 347 храмов. До 1936г. на территории Горного Алтая не осталось ни одного храма, число коих составляло 35 церквей.

К 1945 году в Алтайском крае было открыто всего три храма: в Барнауле - Покровский, в Бийске – Успенский, в Рубцовске – Михаило-Архангельский.

Десятилетия жестокой борьбы со всем не только церковным, религиозным, но и истинно народным принесли свои горькие плоды – русский веками богобоязненный народ разучился молиться. Мы не знаем православного этикета, православных праздников, своих традиций, но самое печальное - не знаем, а иногда и не хотим знать подлинной истории своей Родины.

Чтобы представить насколько страшным было то время, достаточно всмотреться в безысходный взгляд осужденных, глаза которых смотрят с фотографий музейных стендов, выполненных по материалам книги В. Гришаева «Невинноубиенные». А расположенные рядом, оскверненные и обезображенные богоборцами иконы со светлыми ликами Богомладенца и Приснодевы, приводят посетителей в шок. Ящик, сбитый из этих многострадальных икон во времена репрессий, стоит в музее, как память об истерзанных и измученных воинах Христовых, вызывая слезы сострадания и стыда за поруганную, некогда великую, Россию – Матушку.

Только теперь многие осознали, что брань велась на духовном уровне и не на жизнь, а на смерть. И именно по молитвам новомучеников и исповедников российских, пострадавших за имя Христово и веру святую, Церковь выстояла в годины лихолетия, спасая тысячи и тысячи христианских душ. Хочется отметить, что святыни и фотографии, представленные в зале новомучеников алтайских ни одного посетителя не оставляют равнодушными.

Темы экскурсий:

1. Духовная жизнь г. Барнаула (середина XVIII-начало XX в.)

2. Алтайская Духовная Миссия (середина XIX – начало XX в.) 3. Зал новомученников Алтайских (нач.XX в. – сер.XX в.)

4. Приходы и Святыни Барнаульской епархии.

Для более емкой передачи экскурсионного материала используются фрагменты видеофильмов по темам экскурсий.

Режим работы: вс. пн. - выходной, вт. 10:00-17:00, ср., чт., пт., сб. 10:00-16:00, обед - 13:00-14:00.

Наш адрес: 656008, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 66

Телефон: 8 (3852) 68-03-81.

E-mail: muzalt@ya.ru

Заведующая музеем Наталья Железникова

Фотографии в альбоме «Музей истории Православия на Алтае.26.09.14», автор alt.eparhia-press на Яндекс.Фотках















































Новостей нет.

Информация распечатана со страницы:   http://altai-eparhia.ru/life/museum/. Дата печати: 28.04.2017 7:09:33