Служение митрополита 556

Митрополит Сергий: «Мы идем, чтобы одухотворить свою природу»

17.07.2017

25 июня, после ранней Литургии от Покровского кафедрального собора г. Барнаула примерно в 9:30 вышел XIX Всероссийский крестный ход к чудотворной иконе Божией Матери Казанской в село Коробейниково. Возглавил сонм паломников-крестоходцев митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, с ним шли епископ Рубцовский и Алейский Роман и епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний (Азизов) и сонм священства Алтайский митрополии.

Паломникам предстояло пройти по дорогам края пешком более 200 километров, невзирая на погодные условия: дождь, жару, холод, молнии и громы. От всего этого спрятаться было просто некуда. Спасти могли только дождевичок да помощь Божия, посылаемая молитвенникам.

Особенности. Митрополит и епископы

У каждого крестного хода есть свои особенности, свое неповторимое лицо, на которое накладывают свой «грим» различные обстоятельства. На этот раз нас, крестоходцев, окормлял сам митрополит Сергий, который не только в первый день возглавлял движение до первой остановки, но и в течение пути помолился на Литургии в Белояровке, куда прибыл на автомобиле с экономом иереем Константином Алексеевым и где произнес после Литургии напутственное слово. Позднее глава Алтайской митрополии прибыл вечером в четверг в Усть-Пристань, чтобы нас уже не покидать до самого праздника в воскресенье. Весь путь с крестоходцами прошли два епископа – владыка Роман и владыка Антоний. Последний прибыл издалека – из Астраханской митрополии.

Справка

Родился 18 июня 1979 г. в г. Астрахани.

В 1996 г. окончил среднюю школу, в 2000 г. – мореходный колледж по специальности «Электромеханик судового электрооборудования».

В 2004 г. окончил Астраханский государственный технический университет с квалификацией «Инженер-электромеханик» по специальности «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов».

В 2004–2005 гг. обучался в Волгоградском духовном училище.

15 августа 2005 г. принял монашеский постриг с именем Антоний в честь прп. Антония Великого; был определен в число братии Иоанно-Предтеченского монастыря г. Астрахани.

27 сентября 2005 г. архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой рукоположен в сан иеродиакона.

30 октября 2005 г. архиепископом Астраханским Ионой рукоположен в сан иеромонаха.

Нес в монастыре послушания эконома, директора и преподавателя Центра дополнительного образования «Боголепъ», заведующего и преподавателя епархиальных миссионерско-катехизаторских курсов.

В 2012 г. окончил 6-летний курс обучения на заочном отделении миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по специальности «Религиовед», «Преподаватель религиоведения».

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. избран епископом Ахтубинским и Енотаевским.

17 марта 2013 г. архиепископом Астраханским Ионой в Успенском соборе Астраханского кремля возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 29 марта 2013 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 7 мая за Божественной литургией в Новодевичьем монастыре в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Если можно считать (по формальным основаниям), что митрополит Сергий и епископ Роман участвовали в крестном ходу «по долгу служения» (митрополит Сергий как глава Алтайской митрополии, по территории которой шел крестный ход, а епископ Роман как правящий архиерей Рубцовской и Алейской епархии, на территории которой пребывает святыня), то владыка Антоний формально не обязан был преодолевать трудности походной жизни вдали от своей епархии. Значит, шел исключительно в силу своих духовных потребностей и убеждений. Впрочем, дадим слово самому владыке – гостю Алтайской земли, прибывшему к нам из города Ахтубинска, что на Волге между Волгоградом и Астраханью. Это слово он произнес на первой Божественной литургии «в полевых условиях» начавшегося крестного хода в селе Бураново. Лично для меня напутственные слова владык Сергия, Романа и Антония, произнеснные ими во время крестного хода, стали одним из самых интересных моментов этого грандиозного явления. Итак, говорит владыка Антоний:

– Вчера один человек спросил меня, для чего я приехал, преодолев такой долгий путь, чтобы здесь еще усугубить свою жизнь, ужесточить ее, претерпевать какие-то трудности. Итак, ради чего? Думаю, у каждого из вас есть такой опыт, когда вас также спрашивают, для чего вы идете эту неделю в таких трудных условиях, живя в палатках, питаясь общей кухней, испытывая физические трудности?

Мы должны помнить, что в первую очередь осуществляем с вами одну из давних традиций церковной жизни, ибо крестные ходы, установленные некогда по образу того путешествия, которое совершили жены-мироносицы ко Гробу Спасителя, существуют в нашей Церкви издревле. Мы подражаем, совершая крестный ход, претерпевая трудности, Самому Спасителю, Который долгие годы ходил по Палестине, также не имея, где главы преклонити. Мы подражаем апостолам, которые совершали свое апостольское служение, обходя всю вселенную. Мы подражаем, в конце концов, святым мученикам, которые ради Христа претерпевали нечеловеческие мучения, например, мученица Акелина, память о которой мы сегодня совершаем. Это юная дева, которая отказалась от языческих жертвоприношений. Ее жгли огнем, терзали юное тело, но она осталась верна Богу. И мы с вами, совершая наш путь, понимаем, ради чего это делаем – ради прославления имени Христова. Каждый из нас, идя в крестный ход, должен быть охвачен неким внутренним деланием. Мы должны с вами преодолевать себя. Но физические трудности и скорби – это вторично. Первое, с чем мы столкнемся, – это наши внутренние брани, которые всегда усиливаются, когда вот так собираются люди вместе и ради Христа что-то делают. В этих бранях оправдывают себя. У нас есть очень удобное слово – «искушения». Постимся – искушения. В крестный ход идем – искушения. Этим мы часто оправдываем свою несдержанность, недостаток любви, свое нежелание понести немощи друг друга. Я хочу сказать вам сегодня, что крестный ход, прежде всего. – это несение тягот друг друга. В таком сообществе обостряются все наши немощи – не физические, а прежде всего духовные. И все из нас начинает лезть. Очень легко быть праведным, когда вокруг тебя святые. И мы часто этой святости требуем от окружающих, и совсем не требуем ее от себя. Но мы все без исключения немощны. И когда чувствуем брань, должны обращаться прежде всего внутрь себя и себя укорять за нетерпение и немощь. И очень важно прощать друг друга, снисходить к немощам друг друга. Иначе какие мы с вами христиане? Крестный ход – это время, когда мы чаще должны смотреть внутрь себя, видеть свои немощи, каяться в них, преодолевать их, просить у Бога сил, чтобы стяжать нам самое главное в духовной жизни – любовь. Любовь и прощение. И это действительно тяжелый труд. И мы получим пользу, претерпевая все эти трудности, только тогда, когда будем прикусывать свой язык, обуздывать свое нетерпение, будем больше молчать и больше молиться. Терпеть немощи и носить тяготы друг друга. Этот путь непростой. Труден путь в Царство Небесное. Только тот, кто прилагает усилия, достигает его. Но приложить усилия мы должны к своему внутреннему человеку, чтобы к окончанию пути стать чуть-чуть другими – более миролюбивыми, более смиренными, более кроткими, более молчаливыми, стать настоящими христианами. В чем да поможет нам всем Господь своей милостью, крепостью и благодатью.

В Калманке Божественную литургию служил епископ Роман в сослужении епископа Антония и священства. Он также сказал напутственное слово, обратив внимание на небо без единого облачка, под которым нам предстояло преодолеть третий день пути:

– Будем идти под палящим солнцем. Поэтому наберемся мужества. В чем это мужество, в чем наша сила? Она в причащении. Мы идем к Божией Матери поклониться Пресвятой Богородице пред иконой Ее чудотворной Казанской-Коробейниковской. Это наша цель, желание, все наши молитвы, но Божия Матерь – Она чадолюбивая Мать, Она показывает Своей дланью на иконе «Одигитрия» («Путеводительница»), с которой списана Казанская, на Христа. Она ведет нас ко Христу. Привлекая к Себе Своей милостью, Своей помощью, заступлением, которую мы у Нее находим, как у любящей матери, исполнение наших молитв, желаний, прошений, всех наших чаяний. Она готова исполнить их лишь с единственной целью: чтобы мы приблизились ко Христу. И мы с вами должны всегда приступать ко Святой Чаше – это кратчайший путь, чтобы приблизиться к Богу.

Вот мы с вами идем, страдаем, ноги болят, тело страдает, сердце не выдерживает, голова кружится. Испытываем ради Христа какие-то крестоходные трудности. Тем самым смиряемся. Но не за эти страдания прощаются нам грехи. «Человекам это невозможно», – говоря о спасении, Господь отвечал Своим апостолам. Невозможно нам самим, хоть бы мы страдали каждый день до крови, мы ни насколько не приблизимся к Богу. Грехом мы легко отдаляемся от Него, а вот приблизиться мы с вами не сможем сами, если Он не придет нам навстречу. Даже если бы в мозоль превратилось все наше тело, мы ничего бы не достигли. Только Сам Господь Своим страданием как безгрешный мог принести Богу в жертву истину, а мы с вами все грешники и наши страдания – справедливое воздаяние за грехи. Мы страдаем за грехи. Ничего мы доброго для Бога и в глазах Бога поистине не сделали, но Он умножает Своей благодатью все наши старания во много раз. Ничтожные, наши дела становятся большими и приближают нас к Нему. Поэтому желаю всем в смирении, в осознании своих грехов, своей немощи, но с великим упованием на Христа и на предстательство Его Пречистой Матери – Пресвятой Богородицы, – что мы все-таки приблизимся к Богу, обретем заветное спасение, ради чего мы все и предпринимаем с вами. Одна у нас цель – спасти душу свою. Пусть с нами в этой жизни случится всякая трудность, неприятность, все, что, возможно, нам пошлет Господь, мы примем, лишь бы в той, будущей жизни нам сподобиться быть со Христом, Его Пречистой Матерью, со святыми и этим наслаждаться вечно и во веки веков! Аминь!

Митрополит Сергий не только потрудился ногами в этом крестном ходу, но и претерпел болезни – по окончании праздника, уже пребывая в управлении Барнаульской епархии, он заметно хромал. В Белояровке после Литургии глава Алтайской митрополии также сказал напутственное слово паломникам:

– Иногда милость Божию мы рассматриваем как подарки приятные. А это не совсем правильно, потому что у Бога совершенно иные суды, иной смысл в Его премудрости и нам может быть абсолютно в ином смысле представлен. Труд, который мы предпринимаем ради Господа, – это тоже Его великая милость. Более того, по мысли одного очень мудрого святителя, милость Божия заключается даже в таких страшных бедствиях, которые иногда обрушиваются на людей и иногда постигают каждого из нас в разное время. Так что в самом наказании, которое иногда Господь посылает людям, заключается милосердие Божие, тем более, милость Божия и Его дары заключается в трудах, посвященных во славу Божию. Один афонский старец говорил: по причине скоротечности жизни нужно спешить творить добро, дела Божии делать надо спешно, быстро, не откладывая, потому что жизнь наша проходит очень быстро. А дел добрых у нас оказывается значительно меньше, чем дел эгоизма, себялюбия. И сам опять же афонский старец говорит: главным врагом человека является себялюбие, эгоизм, он-то и разрушает личность, разрушает человеческие отношения, разрушает всю природу. Чтобы эти вещи поставить с головы на ноги, в нормальное состояние, необходимо нам прийти к Богу. По пути, ведущему к Богу, настоящему, нормальному состоянию человеческого устроения, необходимо это шествие. Крестный ход – один из видов такого шествия к Богу и за Богом. В нем-то и заключается та самая милость, которую мы обрящем, если будем идти последовательно, без ропота, с верой и любовью за Ним. Пусть этот крестный ход будет своего рода таким примером, образцом или примерной задачей, своего рода правилом (от слова «исправлять», «правИло»), который нашу душу сможет настроить на настоящий, Богом заповеданный лад. Мы, как музыкальный инструмент, все время разлаживаемся, издаем неверные фальшивые звучания души, и нужно настраивать по камертону нашу душу, и этим камертоном является прежде всего Дух Святый Божий. Он-то знает нашу душу так же, как мы сами, и даже лучше. Поэтому нужно с доверием отнестись к действию Духа Божия, Который обязательно проявляется во всех наших лучших стремлениях, которые мы к Богу обращаем. Вот этот крестный ход как раз и есть обращенность каждой души, участвующей в этом деянии, к нашему Творцу-Богу. И, значит, собранные по слову Христа-Спасителя «двое-трое», а вас тут великое множество, более пятисот человек, то безусловно Святый Божий Дух здесь присутствует и исправляет потихоньку нас и всю окружающую природу. Таким образом, милость Божия послана нам в этом крестном ходу и надо к нему относиться как к Его милосердному для нас дару и благодарность все абсолютно должны носить в своем сердце Творцу за то, что Он дал нам поучаствовать в нем, а ведь многие хотят и не могут. И не оттого, что они ленивые, хотя это тоже есть у многих, а оттого, что не могут по обстоятельствам жизни, по здоровью или по каким-то еще причинам, как говорят, по незрелости своей души. Нет решимости. А решимость эту очень сложно приобрести. Преподобный Серафим на этот счет говорит: почему нет подвижников, равных древним? Потому что у людей отсутствует решимость. А если будет решимость, то человек даже современный, каждый из нас способен будет понести любой подвиг – и столпничество, и преподобничество, и множество других, которые мы обретаем в житиях святых, то есть в наследии духовном нашей святой Православной Церкви. Да благословит вас Господь продолжить нести этот крест, это служение – это тоже служба Божия – и довести до конца и получить от Бога неувядаемый венец славы. С Богом!

В Алейске мы ночевали на окраине этого города, на территории села Понюшово, рядом с возрождающимся мужским монастырем имени великомученика Димитрия Солунского Мироточивого. Место тихое, благодатное, домики на окраине бедные, полуразрушенные, земля здесь – солончаки. Невольно вспомнились бессмертные строки Федора Ивановича Тютчева, написанные им полтора века назад, но нисколько не утратившие своей актуальности:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

После Литургии проповедь вновь сказал епископ Антоний, где он попытался проанализировать причины, по которым крестоходцы собрались и вышли в нелегкий путь, а также дал толкование словам Господа «Яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф. 11, 29–30):

– Мы с вами преодолели практически половину нашего пути. И чем ближе мы к цели нашего шествия, тем острее переживания с каждым шагом возрастают в сердце нашем. Это происходит потому, что каждый из нас, собираясь в этот путь, положил что-то на сердце, какую-то причину пребывания здесь. Кто-то отправился ради особой любви к Царице Небесной, кто-то, имея какую-то нужду, имея какое-то прошение, вот так вот, понеся подвиг, желает что-то получить от Господа. Кто-то, возможно, просто радуется возможности вот так вот вместе пребывать здесь, уподобляясь древнему Израилю, который так путешествовал по пустыне, живя в своих шатрах. И с каким бы внутренним желанием ни шли, всех нас здесь без исключения объединяет одно: каждый из нас в конце пути желает получить от Господа милость, благодать, мир и покой на сердце. И это совершенно справедливое желание: каждый без исключения человек на земле желает жить в покое и внутреннем мире. Но сегодня в Евангелие мы слышим, как же достигается этот покой. Господь обращается ко всем нам со словами: «Приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф. 11, 27–30).

Что есть иго Христово – благое и легкое? Святые отцы учат нас, что иго Христово есть исполнение святых Христовых заповедей. Грех всегда легко исполняем и всегда более привлекателен для нашей испорченной души. Но каждый из нас знает, что как бы грех ни был сладок и как бы ни привлекал нас к себе, после своего свершения грех ложится на душу тяжелым грузом, неподъемным ярмом, и знаем мы, как иногда грех связывает человека и делает его неспособным к чему-то доброму. Благое и доброе иго Христово – оно иное. Любое доброе дело свершить всегда труднее. Но если совершаем его, понуждаем себя на его свершение, даже в мыслях подумаем о чем-то хорошем, то сразу чувствуем легкость. Преподобный Антоний говорит о том, что Дух Святый, благодать Божия делает все для человека легким, если он пытается идти этим добрым путем и берет на себя благое иго Христово. К сожалению, почему же нам порой так нелегко бывает жить? Почему так часто вроде пытаясь делать что-то хорошее, покой и радость не приходят в нашу душу? Потому что очень часто православие наше само по себе, а жизнь наша сама по себе. Как часто, именуя себя христианами, верующие во Христа – мы не идем за Христом. Как часто, окружая себя каким-то внешним подвигом поста, молитвы, мы не совершаем главного дела – не меняемся внутренне, не становимся более любвеобильными, более смиренными и кроткими. А Господь нам очень ярко сказал, кто такие последователи Христа. Это те, кто идет по следам, те, кто пытается подражать. И Господь нам сегодня четко говорит: научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. Эти две добродетели, о которых мы очень много говорим, поверьте, не так легко стяжаются. Как часто мы смирение проявляем лишь внешне. Как часто смирение проявляется лишь в какой-то манере поведения, но стоит лишь немножко нас задеть, как что куда девается!? Смиренный человек не тот, кто постоянно всем угождает. Смирение в своем корне носит слово «мир». Смиренный человек – это тот, кто всегда мирен. И неважно, что происходит вокруг: хвалят его – он остается ровен к этим похвалам, оскорбляют и ругают его – он остается мирным, потому что всегда имеет помышления о своих грехах, потому что всегда смотрит в себя, в свое сердце, а не по сторонам. Потому что всегда судит себя, а не ближнего своего. Вот о таком смирении говорит нам сегодня Господь. И стяжается оно многими трудами. Кротость – удивительное чувство. Святые отцы нам оставили много сочинений о том, как нам стяжать кротость сердечную. Но есть самое главное, что отличает человека кроткого: кроткий человек немногословен. Тот же преподобный Антоний Великий говорит: не умножай слов своих, чтобы не умножились грехи твои. И как часто тот самый деланный нами и покой и мир мы теряем за нашим празднословием. Сказано, что мы будем давать Господу ответ за каждое слово, сказанное нами. И Господь нас выделил среди всех существ, живущих на земле, именно даром слова. Но для чего мы его должны употреблять – этот дар слова? Для того лишь, чтобы осуждать других? Для того лишь, чтобы говорить о грехах других? Господь нам дал дар слова прежде всего для молитвы и во вторую очередь для того, чтобы мы могли всегда говорить: «Господи, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18, 13). Чтобы могли исповедовать грехи свои. И только тогда в нашем сердце будет жить тишина и мир, только тогда человек обретет истинный покой, когда научится молчать, когда научится смотреть в себя больше, нежели смотреть по сторонам и на других, когда научится за все и всегда благодарить Господа нашего, которому честь и слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В Усть-Пристани, где командует настоятель строящегося храма иеромонах Никандр (Речкунов), всегда богатая программа: на территории сооружены душевые кабинки, вечером организован концерт силами местной самодеятельности с привлечением и крестоходцев. Кроме того, неподалеку святой источник и река Обь – богатый выбор. Из минусов – свирепые комары, с которыми не могли полностью справиться даже наши друзья – стрекозы.

Здесь строится вот уже лет семь великолепный храм высотой примерно с девятиэтажный дом из красного кирпича. И как раз к приходу крестного хода было приурочено освящение, поднятие и монтаж на вершину храма золотого купола с крестом. Внутри храма пока еще строительные леса и предстоят отделочные работы. Но хочется верить, что в следующий крестный ход паломники смогут уже помолиться и в действующем храме.

Вечером в Усть-Пристань прибыл митрополит Сергий. Утром после Божественной литургии глава Алтайской митрополии обратился к молящимся с такими словами:

– Всечестные отцы, братья и сестры! Паломники XIX крестного хода! Хочу еще раз всех вас приветствовать и напомнить вам, что мы имеем такую великую благодать – шествовать со святынею и к святыне. Это возвышает дух человеческий. Это то, что делает человека отличным от всех других живых существ, от животных. Мы только одни разумные животные – люди. Так вот, мы должны возвыситься, не о плотском все время думать, хотя это не возбраняется в пределах разумных, а еще и быть духовными людьми. Как ангелы, которые служат Богу день и ночь, не переставая и не утруждаясь, потому что они бесплотны. А у нас соединил Господь два совершенно противоположных мира: мир материальный и мир духовный, ангельский. Так что человек и ангел, и животное в одном лице. От нас Господь требует, чтобы мы позаботились немножко о себе, о том, что есть и пить, и подумали о духовном, об ангельском – там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, где не едят, не женятся, не выходят замуж, а пребывают яко ангели на небеси (Мф. 22, 30). Это не только наша обязанность, а еще это наша с вами жизненная необходимость. Чтобы выжить и остаться более менее приличными людьми, нам нужно думать о духовном, но и делать дела, которые проявляют наш дух, укрепляют его, закаляют и делают нас ангелоподобными. Придет время, и мы по всеобщему закону бытия должны будем оставить этот мир, расстаться с этим материальным телом и встретиться с Богом, в Котором все наши чаяния и мысли, Который нас сотворил. Так и сказано в Святом Писании, что придет день, когда тело отойдет в землю – «и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екк. 12, 7), который Он нам дал. Вот это возвращение к Богу для нас таинственно, а потому очень страшно. «В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7) То есть человек уже сросся с грехом. И вот это семя тли – оно разрушительно, оно не может войти в Небесное Царство. И нам нужно его победить духовными своими деяниями. Какие это деяния? Это поклонения святыням, это молитва Богу о себе, о близких, обо всем мире, это устремление всей души Творцу, это самоотречение в момент молитвы, когда человек отрекается от своих потребностей телесных. Очень приятно нашему Создателю, говорит преподобный Исаак Сирин, что не только ангелы радуются, видя человека, который наступает на свои телесные потребности, несет некий подвиг духовный. И Творец бывает весьма и весьма удовлетворен, что есть на земле вот такие живущие, а уже ходящие и летающие своими небесными помышлениями и делами (Прп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические»). Поэтому нам нужно это всегда помнить. В этом достоинство человека – в том, что мы духовные совершаем поступки, которые идут в противоречие и вразрез с телесными желаниями. И чем больше у человека довлеет духовное над телесным, тем он становится достойнее, возвышеннее, святее. Нам все время надо вставать из низины и возвышаться к небесам. Крестный ход – это тоже своего рода символический ход от земли до неба и вы все небошественники, идете на небо.

А сейчас предстоит великое торжество – поднятие главы с крестом наверх этого храма. Это соборный храм в честь Богоявления (Крещения) Господня, а нижний храм –  в честь праведного Иоанна Кронштадтского.

Затем были вручены Архиерейские грамоты за помощь в строительстве храма В.В. Усманских, М.П. Солодкову, А.А. Миронову.

После Божественной литургии митрополит Сергий и епископы Роман и Антоний освятили крест и купол строящегося храма, после чего купол был торжественно водружен и смонтирован на высоком храме из красного кирпича.

Завершился важнейший этап в возведении храма. Вот как охарактеризовал настоятель строящегося храма иеромонах Никандр это событие:

– Одно из условий успешного строительства храма – это люди, которые могут это сделать. Это специалисты. Далее – материалы. Следующее – чтобы погода была подходящая. И последнее – чтобы был дух. Причем, самое важное – это дух. Потому что дух творит формы. И какой у нас дух, такие формы мы и творим: созидаем или разрушаем. А строительство храма – это, конечно же, духовное объединяющее начало. Храм – он не строится, он рождается в муках. И этот храм, который у нас за спиной – девять лет мы к нему шли. Это тоже своего рода крестный ход. И если у Бога один день как тысяча лет, то эти девять лет как девять месяцев, которые женщина носит во утробе дитя, чтобы оно родилось. При этом мучается, переживает, как оно будет. Также и мы переживали и мучались, но сегодня для нас великоторжественный день. Храм стоит, радость, красота церковная, крест – язва бесам. Ну а нам, конечно, слава, и веселье, и радость! И эти люди, которые сегодня здесь были, – это самые лучшие люди, которые есть у нас, потому что мы знаем, какой это год был – жарища, духотища, могли бы остаться дома, у кондиционера, лежать на диване, но они подняли стяги, взяли иконы и пошли в далекий путь. Они идут к Божией Матери, Царице Небесной. Это путь в Царство Божие, потому что человек в этом пути преображается. Вот это и есть цель крестного хода. Как древний Израиль, который вышел из Египта, из рабства, чтобы придти в Землю Обетованную, чтобы земля эта – у нас почва в душе – стала другая и на земле чтобы мы жили другой. Чтобы Россия стала православной и вернулась на историческую почву, на те пути развития, на которых она должна быть и развиваться и всему миру являть торжество Православия.

Из Усть-Пристани жарким днем мы пришли в Елбанку, пройдя примерно 20 километров, с нами шел митрополит Сергий. На территории школы поставили палатки. С группой друзей пошли искупаться, чтобы отмыться от пота и остудиться. Местным водоемом оказалась чудесная река Чарыш, которая ходя и значительно меньше Оби в районе Барнаула, но вода здесь такая же прохладная и желанная, а течение ровное и плавное. Накупавшись, с отличным настроением вернулись обратно в лагерь ужинать, заниматься трудами и молитвами. Традиционно в этот вечер крестоходцы сыграли в футбол с местной командой и проиграли со счетом, кажется, 6:1.

Утром завтрак, молебен, митрополит Сергий в окружении епископов Романа и Антония и сонма священства возглавляет последний дневной переход. Он говорит напутственное слово:

– Не унывая, не боясь, становимся и идем! Мудрые сказали: не всякий человек до конца свой путь пройдет. Только сильные. Так вот, нужно укрепляться духом, силой Божией. Наверное, все заметили, что каждый день мы открываем в самих себе какие-то новые ранее незаметные свойства и качества характера. То заболит сегодня одно, завтра другое. Сегодня уныние, завтра радость. Но конец – всему делу венец. А сейчас попросим Бога, чтобы Он нам дал благодать завершить достойно этот подвиг.

После молебна двинулись в путь. Жаркие были эти последние два дня, какие с нами шли не только епископы Роман и Антоний, но и митрополит Сергий. В половине третьего пополудни пришли в Коробейниково. На площади, на подходе к Храму, – торговая ярмарка, абсолютно неуместная в этот праздничный святой день. Примерно в 14:30 крестоходцы вошли в храм и припали к чудотворному образу Заступницы Небесной, обветренные и загоревшие, изможденные, но счастливые. Некоторые плакали от радости. Друзья заняли место нашему лагерю и даже поставили палатки. Едва мы успели расположиться, как на горизонте появилась туча, которая быстро надвигалась, разрасталась, усилился ветер, вдруг резко похолодало и… пошел дождь, перешедший в ливень. Все это было абсолютно неожиданно. Я забрался в свою палатку. Снаружи разыгралась настоящая буря, ветер рвал и метал хлипкие стены палатки. Наконец, полиэтиленовую накидку с палатки сорвало, и ручьями внутрь хлынула вода. Стихия бушевала с полчаса. Кстати, мне потом сказали, что эта буря разметала в клочья торговую ярмарку. И я вспомнил всегда кроткого и мирного Господа нашего Иисуса Христа. Помните, когда он возмутился единственный раз? Да, в тот самый момент, когда изгонял торгашей из Храма.

…Но вот туча как ни в чем не бывало ушла за горизонт, вновь засияло солнце, восстановилась теплая погода – часа на два-три. За это время мы успели высушить вещи, укрепили палатки, приготовились к следующим катаклизмам, и не зря. Были еще и дожди, и шквалистые ветра, и холод. Вечером всенощное бдение возглавил митрополит Сергий, на праздник также прибыли епископ Россошанский и Острогожский Андрей (Тарасов), епископ Горно-Алтайский и Чемальский Каллистрат и епископ Бийский и Белокурихинский Серапион, им сослужил сонм духовенства Алтайской митрополии. Тысячи паломников причастились Святых Таин на трех Божественных литургиях: в полночь, в четыре утра и в девять утра. В полночь Литургию совершил владыка Антоний в сослужении священников, которые прошли крестным ходом, и большинства крестоходцев из Барнаула.

Утром в 8:00 состоялся праздничный водосвятный молебен, а утреннюю праздничную Литургию в 9:00 возглавил глава Алтайской митрополии владыка Сергий в сослужении четырех епископов и многочисленного священства. После Литургии состоялся крестный ход, во время которого постепенно усиливался дождь, да так непогода и сопровождала крестоходцев, когда они шли с вещами к автобусам. Промокли все. Но в это утро мы были счастливы. Мы дошли. Мы пронесли сквозь испытания свою любовь к стопам Царицы Небесной, нашей Заступницы и Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Организаторы и пастыри

Главными многолетними организаторами крестного хода являются протоиерей Андрей Ушаков и диакон Константин Филатов. Это их крест, который они несут с кротостью и смирением, выполняя важнейшую работу. Участвовали также в крестном ходу ряд священников, многие из которых уже не первый год. Это иерей Павел Балакирев, иерей Сергий Тимофеев, иерей Петр Лисицкий, иеромонах Прокопий (Губанов), иерей Сергий Солдаткин, диакон Филипп Редкокаша из Рубцовской епархии и другие. Были и представители монашества – монах Кирион и монахиня Кира. Семидесятичетырехлетний отец Кирион по-прежнему бодро шел впереди колонны с фонарем.

Погода

Как я уже упоминал, для крестоходцев важнейшее значение имеет погода. Особенно опасна жара, которая дает большую нагрузку на сердце. В этом году было три жарких дня: третий (вторник), когда после Литургии в Калманке при абсолютно безоблачном небе мы шли по Змеиногорскому тракту в сторону Белояровки Топчихинского района, шестой день (Усть-Пристань – Елбанка) и седьмой день (Елбанка – Коробейниково). Благодаря усердным молитвам, крестоходцам удалось преодолеть эти опасные участки без потерь. Спасались купанием, искали тенек на привалах, пили воду, смачивали рубашки и футболки водой – влажная одежда работала по принципу холодильника, испаряясь и охлаждая разгоряченное тело. Время от времени Господь посылал освежающий ветерок. Остальные дни солнце было закрыто тучами – идеальные условия для ходьбы.

Трапеза

Трапеза в нашей жизни играет большую роль. И особенно в крестном ходу, ведь после многокилометрового перехода надо разбить лагерь, поставить палатки, подготовиться к Таинствам Исповеди и Святого Причастия (владыка Роман благословил причащаться ежедневно), привести себя в порядок (помыться в бане или искупаться в местном водоеме), постирать белье. И, конечно, великая Божья милость – это работа кухни в крестном ходу. Благодаря ей голова крестоходца за ужин и завтрак уже не болит. С благодарностью вспоминаю митрополита Сергия. Когда один из организаторов крестных ходов подошел к нему с «рацпредложением» упразднить работу кухни, владыка пообещал этого «рационализатора» самого «искрошить в лапшу». Ответственные за питание в этом крестном ходу были Евгений Зацепин, Лариса Тумялис, Владимир Цыганков, пономарь Петр из Свято-Димитровского храма и Владимир маленький. Не знаю, кому как, но мне эта трапеза – простые супы и каши, салаты – казалась необыкновенно вкусной, да таковыми эта пища и была, за что я высказывал скромным труженикам поварежек и котлов огромную благодарность.

Говоря о трапезе, следует упомянуть еще несколько моментов. Это традиционная трапеза в первый день во время первой остановки на территории кафе «У Григорича», где столы ломились от огурцов, хлеба, печеньев, конфет, пряников, вафель. Запивали водой.

В Бураново детям, кроме обычных блюд, выдали по полстакана молока и по три ягодки садовой земляники (виктории).

В Белояровке в плюс к обычным блюдам выдавали маринованные огурцы и помидоры, а также рассол – все очень вкусное, изготовленное настоящими мастерами своего дела. Этим славятся прихожане иерея Иоанна Поповича, который после Литургии раздал каждому крестоходцу подарок – Евангелие от Луки, бумажную иконку святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и свечку в молитвенное воспоминание о его покойной супруге в годовщину ее кончины.

Наконец, в самом Коробейниково мы трапезничали в «доме паломника». Его хозяйка Елена из Иркутска ежегодно организует прием и кормление крестоходцев. На столе у нее молоко и мед, окрошка и плов, пирожки с капустой и картошкой. Все вкусно, все от души. Многая и благая лета всем милующим и питающим крестоходцев, да не оскудеет рука дающего!

Была она смуглая и голубоглазая…

В этом крестном ходу на территории нашего молодежного лагеря-общины стихийно возник настоящий медпункт. Конечно, ничего просто так не возникает – это была Божия милость нам, грешным. А орудиями промысла послужили два врача – Дарья (лор) и Елена (невролог). Но настоящий врач не говорит: «Я специалист по ушам, а не по мозолям». Это были настоящие врачи.

Владыка Антоний выразил очень глубокую мысль: «Крестный ход – это время, когда мы чаще должны смотреть внутрь себя, видеть свои немощи, каяться в них, преодолевать их, просить у Бога сил, чтобы стяжать самое главное в духовной жизни – любовь». Каждый раз, собираясь в крестный ход, я с волнением думал о том, с кем мне придется идти, будет ли у меня спутник, который меня утешит просто своим присутствием. И каждый раз происходило чудо: такой спутник оказывался рядом. Сначала это были мои дети, потом они поженились, родили внуков, и я опасался остаться в одиночестве. Но Господь знает наши помыслы и желания и помогает их исполнить, если, конечно, они не ведут ко греху. Экзюпери: «Настоящая любовь начинается там, где ничего не ждут взамен». Более того, настоящая любовь – это всегда жертва. В свое время Господь и Божия Матерь посылали мне в спутники таких замечательных людей как Александр Громов, Марина Самодурова, Андрей Лушников, Вера Короткова, Лена Смирнова, Сергей Томасович и других. Идти с ними, общаться, молиться вместе, делить совместную трапезу – было необыкновенно радостно и утешительно. На этот раз такой спутницей, наряду с другими, стала врач Дарья, которая шла с моим другом и крестоходкой, тоже врачом Еленой.

Собственно, мы познакомились еще и потому, что вместе втроем – Лена, Даша и я – вели за ручки мальчика Колю – сына моего друга Марины, родившегося, кстати, 9 лет назад тоже во время крестного хода. И вот Коля упросил маму отправить его в крестный ход хотя бы на два дня под нашим присмотром. Заночевал он в моей палатке и показал себя необыкновенно воспитанным, умным и не по годам развитым мальчиком. К концу второго дня приехал его папа и забрал юного крестоходца.

Даша была смуглая и голубоглазая. Но не этим контрастным сочетанием она, конечно, привлекала, а готовностью помочь ближнему – любому, даже «больному на голову», от которых обычно люди отстраняются. И какой-то необыкновенной душевной теплотой, которую ощущали все, кто оказывался рядом, веяло от нее. Благодаря Даше и Лене в нашем лагере уже в первый вечер стихийно возник медпункт, где сестры помогали всем нуждающимся в помощи, а таковых было немало. По сути, у девушек по этой причине времени на отдых практически не оставалось. Иногда сестры обрабатывали раны и бинтовали больные места до двух часов ночи. Я тоже оказался в числе пациентов и чудесным образом к концу крестного хода благодаря самоотверженной помощи этих двух сестер милосердия мои ноги полностью зажили. Собственно, единственное время, которое оставалось для общения, был сам крестный ход, во время которого мы совместно пели Иисусову молитву. У Даши прекрасный голос и многолетний опыт пения на клиросе на приходе в селе Мамонтово. Нашлись и общие знакомые – моя сноха Наташа, которую Даша, оказывается, хорошо знает…

Однако, главная причина, по которой мы идем в крестный ход, – это встреча с Господом и Божией Матерью. И когда мы пришли в Коробейниково, припали к чудотворному образу Пречистой и разбили лагерь рядом с храмом, я увидел, как Даша плакала. Это были слезы радости от встречи с Божьей Матерью и Ее Божественным Сыном после всего пережитого, после многих километров пути, пота и крови, усталости, сбитых ног, бессонных ночей и молитв. Так способны плакать немногие. В пути я задал Даше Деменьшиной несколько вопросов:

– Даша, два слова о себе.

– Я закончила педиатрический факультет медицинского университета. Специализация – «лор». Мне часто говорят: «Да какой ты лор, ты – лорик!» за то, что мягко и ровно общаюсь со всеми, отношусь ко всем хорошо.

– Твое любящее сердце некоторые болящие ощутили уже и здесь, в крестном ходу, когда ты оказывала им бескорыстную медицинскую помощь. Живешь в Барнауле и замужем?

– Да, замужем за чудесным человеком.

– А муж не препятствовал крестному ходу? Потому что некоторых вот не отпускают мужья.

– Нет, он только «за». Сам бы с радостью пошел, но работу нельзя оставить.

– Даша, это твой уже четвертый крестный ход в Коробейниково. Что для тебя значит этот путь? Почему ты вновь решила его пройти? Потратить свой отпуск, вместо того, чтобы, скажем, съездить на море или куда-то еще. Что тебя привлекает?

– Есть у нас, православных, посты. Я считаю, что пост дисциплинирует человека. А когда время вне поста, то человек должен дисциплинировать себя сам. А если у него это не получается, тогда Господь посылает ему скорби в виде болезней, каких-то иных проблем. Время сейчас такое, что святыни доступны. Пока есть возможность ходить к святыням и дисциплинировать себя, свою душу через преодоление трудностей в хорошем смысле слова, надо не упускать этот момент.

– То есть для тебя крестный ход – это преодоление неких трудностей?

– Да, борьба, и через это духовное развитие…

– А радости?

– И это, конечно. Это, прежде всего, возможность общей молитвы. Это здорово, когда объединяются все заодно. Если знакомишься с кем-то, то испытываешь радость встречи.

– Действительно, Антуан де Сент-Экзюпери вывел гениальную формулу, которая звучит так: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». С одной стороны, это действительно радость, но ведь есть и мозоли…

– Мозоли – это самая мизерная часть тех трудностей, которые претерпеваешь.

– А искушения приходилось преодолевать?

– Конечно! Одних только всяких мыслей сколько приходит, внутренней борьбы в эти дни. Начиная с момента еще до крестного хода, когда возникают сомнения: идти или не идти.

– Мы молимся общей Иисусовой молитвой. В то же время у каждого есть какие-то свои сокровенные молитвенные обращения к Божией Матери, ко Господу нашему Иисусу Христу…

– Для меня самое главное в жизни – это непоколебимая вера, здоровье моей семьи, потому что семья для меня – это основа основ, моя опора, поддержка и сила. В первую очередь прошу за семью, за близких.

– А за Отечество?..

– И за Отечество.

– Великий молитвенник и прозорливый старец преподобный Серафим Вырицкий незадолго до свой кончины сказал келейнице: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия»…

– Я помню, еще когда в воскресной школе училась при мамонтовском храме св. Князя Владимира, мы с хором пели «Марш славянки»:

Много песен мы в сердце сложили,

Воспевая родные края,

Беззаветно тебя мы любили,

Святорусская наша земля.

Высоко ты главу поднимала,

Словно солнце, твой лик воссиял,

Но ты жертвою подлости стала

Тех, кто предал тебя и продал.

И когда мы приехали на Святки в Славгород и пели этот «Марш славянки», слезы стояли в глазах у зрителей… Было радостно, что кого-то трогают еще эти слова, такие песнопения.

– Вспоминается фильм «Кавказский пленник» (1996), где Сергей Бодров младший и Олег Меньшиков играли главные роли пленных, находившихся в чеченском плену. И вот Меньшиков (прапорщик Саня) в какой-то момент напевает слова из «Марша славянки»: «И если в поход страна позовет, За край наш родной мы все пойдем в смертельный бой!». И эти слова подхватывает мощный хор за кадром, а пленный, сидя спиной к своему товарищу по несчастью, беззвучно плачет, вздрагивая плечами, потому что понимает, что никто не придет и не спасет их, потому что страна позвала их на бой и бросила. Страшная сцена. Страшное было время. Но по Божьей милости и Божьим промыслом нам был дан Президент, который спас страну от гибели, на краю которой мы тогда стояли. Может быть, в том числе и по молитвам «малого стада» православных и ради подвига мучеников Евгения Родионова и иных, не снявших креста и погибших за верность Христу…

Ты как опытный крестоходец со стажем ощутила ли динамику во времени внутри себя?


– Безусловно. Одно дело, когда ты в юном возрасте испытываешь соответствующие переживания юности, влюбленности и отрешен еще от молитвы. Вроде все идут, молятся, и ты вместе со всеми слова молитвы произносишь. И идешь, потому что все идут. А со временем приходит молитвенность, меняется внутреннее состояние.

Что бы ты пожелала тем, кто еще не ходил в крестный ход, кто сомневается, потому что духи злобы поднебесные всячески препятствуют нам в этом…

– Я бы очень хотела, чтобы мои родственники были здесь. Вообще хотелось бы, чтобы в крестном ходу были не только те, кто в православной вере долго, давно, но и чтобы кто-то пришел ради интереса. Потому что это все равно бы для них не прошло даром. Ну а тем, кто ходит, чтобы они делились своим настроем, вдохновляя других на благое дело. А тех, кто не знает, чтобы Господь вразумлял.

– Это правда, нужен некий толчок. Если бы в 2005 году руководитель молодежного православного кружка «Слово» Павел Тайченачев (ныне священник в Горноалтайской епархии) не сказал: «Надо обязательно пойти в крестный ход!», я бы, возможно, и не пошел. После его слов я пошел – по послушанию, о чем никогда не жалел и благодарен за это отцу Павлу.

– Мне кажется, все равно каждый рано или поздно к Богу приходит: кто-то рано, с младенчества, кто-то попозже, кто-то вообще только в старости.

– Помоги тебе Господь и Матерь Божия, чтобы все, о чем ты молишься, Богородица услышала и помогла.

– Дай Бог, чтобы этот огромный метроном с Иисусовой молитвой никогда не заглох и стал вечным двигателем…

Уже вернувшись в город, я случайно по «Маяку» услышал слова песни «Бегут года» в исполнении ВИА «Красные маки»:

Тебя на крыльях журавли,

Куда-то в небо унесли.

Ты навсегда осталась в памяти моей…

Разве не счастье – встретиться с бескорыстным любящим сердцем? И нигде это не может таким вот чудесным образом произойти, как именно в крестном ходу!

Сколько замечательных людей осталось в моей памяти после крестных ходов! «Иных уж нет, а те далече…» Кто-то женился или вышел замуж и уехал, кто-то просто уехал, кто-то обременен семьей и детьми, кто-то отошел ко Господу… Слава Богу за все!

Община

Было бы неправильно писать о том, что я общался преимущественно с одним человеком. Каким-то удивительным образом складывалась целая община, в которую входили ребята из православного кружка «Слово» при Свято-Димитриевском храме г. Барнаула, прихожане из прихода храма Архистратига Михаила с. Михайловского, представители молодежной организации «Невские», а позднее – и из аналогичной организации «Бастион» при Свято-Никольском храме г. Барнаула. С нами были матушки Наталья Ворожцова, Юлия Бурбах, Елена Лисицкая, Алена Шашкова, Аня Солдаткина и др.

Любили с нами трапезничать и просто находиться поблизости отдельные примкнувшие к нам «попутчики». И, начав с умеренной цифры человек в 15, к концу крестного хода община разрослась примерно до сорока человек. Немалую роль в складывании такой общности, думаю, играл отец Петр Лисицкий, настоятель храма в Михайловском, который окормлял молодежь, неленостно проводя духовные беседы на различные темы. Он же исповедовал нас, не отказывая при этом никому, у кого была такая потребность. Нередко такие вечерние исповеди переваливали за полночь. Сближала и совместная трапеза с чаепитием. По дороге мы собирали целебные травы (душицу, зверобой, кашку, чабрец или богородскую траву, нам приносили также мяту и у нас были свежие листья черной смородины) для чая, а потом заваривали их в специальных «чайных» котелках. «Особый крестоходовский» чай пользовался большой популярностью. Мы старались ставить палатки также поближе друг к другу. Отец Петр помогал в этом, заранее занимая какую-нибудь полянку, достаточную для постановки двух десятков палаток.

А самое главное, что сближало –  это общение. Даже не обязательно разговаривать о чем-то. Просто побыть рядом, взглянуть друг другу в глаза, вместе помолчать. Это такое счастье, когда рядом есть любящие сердца, собравшиеся ради Господа и друг друга!

Отдельной группой участвовали в крестном ходу родители и дети из воскресной школы при Свято-Димитриевском храме г. Барнаула.

«Старые» и новые лица

В крестном ходу с радостью встречаешь старых знакомых и друзей. Так, я был счастлив вновь увидеть Катю Нелепко, Марину, которая на сей раз шла с детьми отца Павла Тайченачева Катей и Верой, Сашу и Лену Громовых, Василису с Димитрием, моего свата Ивана Брауна, Николая и Юрия с детьми из села Михайловского, Геннадия из села Логовское, Николая – внука участника ВОВ Д.Г. Попова с мамой, Нику из Томска, Юрия из МЧС, Владимира Антипова из Санкт-Петербурга, фотографа Богдана Кириллова из Заринска Владимира Соколова из «Бастиона» и многих других.

Порадовали и новые лица. Так, я познакомился с Александрой, Евгенией и Алексеем из «Невских» и некоторыми другими. Один из новых знакомых – Иван Девяткин. Живет и работает сейчас в Новосибирске, но прибыл сюда с михайловским приходом. Я попросил Ивана также ответить на несколько вопросов:

– Ваня, расскажи немного о себе – где живешь, чем занимаешься…

– Живу и работаю в Новосибирске, у меня своя фирма. Работаю с родным братом, занимаемся различного рода электроникой – поставками и ремонтом.

– В крестном ходу первый раз?

– Да, первый раз.

– Что сподвигло? Ведь, на мой взгляд, решиться на крестный ход непросто. Приходится вырывать себя из привычной среды, попадаешь в необычную обстановку. Даже я, будучи здесь уже в тринадцатый раз, каждый раз себя заставляю. А на первый крестный ход меня сподвиг руководитель кружка «Слово» Павел Тайченачев, за что вспоминаю его всегда с благодарностью. В общем, должна быть серьезная причина…

– Причины две. Первая – это то, что мы с супругой первого ребенка ждали восемь лет. Дочь родилась 1 января 2015 года, растет… В этом году с Божьей помощью супруга забеременела второй раз.

Вторая причина связана непосредственно с моей деятельностью. Мы с братом в 2012 году начали работать. Он ушел с прежней работы – там начались трудности, перестали платить зарплату. Решили попробовать сами. И вот на протяжении четырех лет пришлось очень много пройти, много чего узнать, потому что бизнес – это такая сфера, где никто ничего не расскажет. Если что-то надо – познавай сам. Все на своем опыте. Либо на опыте других, но за этот опыт надо платить очень большие деньги. Денег у нас не было, пришлось набивать шишки. В один момент матушка мне подсказала: «Обратись к Богородице, попроси о помощи». Я был в храме, попросил Богородицу о помощи. Перед тем очень много раз начинали опускаться руки. Очень много раз мы с братом собирались все закрыть и пойти работать за зарплату, потому что силы покидали. И вот я попросил Богородицу о помощи и пообещал, что ради Нее буду участвовать в крестном ходе. И вот я здесь. Скажу честно, заставлять мне себя не пришлось, я пошел с легкостью.

– Может, участвовал раньше в турпоходах? Ведь здесь специфическая походная обстановка, требующая определенных навыков…

– Навыков не было. Турпоходы были. Я жил в р.п. Малиновое озеро, и нас ежегодно школа вывозила в соседний район на озеро с ночевкой. Приезжали с преподавателями, разбивали палатки, разводили костер, купались, резвились, отдыхали… Серьезных турпоходов не было. Мне это все в первый раз…

– И как впечатления?

– Честно скажу, все проходит на одном дыхании. Спасибо отцу Петру, который меня познакомил со всеми вами. И вот эта поддержка ежедневная, когда друг другу подсказывают, помогают – это колоссальная помощь. Поэтому идется легко. И это все с молитвой. Не скажу, что были какие-то трудности, что что-то не получалось. Все идет легко. Конечно, я не представлял, что это такое – целую неделю идти и жить в палатках. Оказывается, все намного проще, легче и приятней. Ведь мы на природе, на земле, свежий воздух. Скажу так: лучше отдохнуть вот так – с пользой для души и тела, чем ехать в ту же самую Турцию или Египет, где «ол инклюзив», и у людей развлечения – море и водка. В лучшем случае он видит море…

– Самому за границей приходилось бывать?

– Приходилось – только по работе, в Китае. Но на море отдыхал – в Краснодарском крае. У нас там родственники живут. Была поездка по черноморскому побережью – от Новороссийска до Сочи. А потом еще и на Азовское море.

– А как тебе люди из крестного хода?..

– Люди самые разные. Но объединяет их одно – это вера. И здесь все равны. Абсолютно.

– Да, во Христе нет ни эллина, ни иудея, а есть братья и сестры…

– Люди великолепные. Здесь отдыхаешь душой и телом. Здесь есть то, чего не хватает особенно в городах. В деревнях еще можно найти эту вот человечность. А в городах это уже чуждо. Чем крупнее город, тем злее люди. Потому что эта ежедневная напряженка, стрессы, беготня, которую я называю «тараканьи бега». Утром из квартиры – старт, до работы добежал – финиш. Утомляют все эти «дворцовые» интриги в учреждениях – это также причина, почему организовал свое дело. Хочется работать – приносить пользу, а процентов 40-50 приходится тратить на то, чтобы тебя не подставили. Пользы от этого никакой. Страдают все – рабочие, предприятия, снижается трудоспособность, КПД. Надо объединяться, двигаться вперед. То, чего в свое время добивался товарищ Сталин. Чем и за кратчайший срок поднял страну.

– Уже опираясь на приобретенный сейчас опыт, что бы ты посоветовал людям верующим относительного крестного хода? Добрый совет здесь может быть полезен для будущих начинающих крестоходцев.

– Мне понравились слова митрополита Сергия. Люди боятся что-то делать. Не надо бояться, а надо просто вставать и идти. Здесь все люди. Православные. Люди с большой душой и с большим сердцем. Герой одного фильма любил путешествовать. Последнее его путешествие могло закончиться трагически, но с Божьей помощью он выжил, хотя и не без потерь. Сюжет в чем: он пошел покорять каньон, и кисть руки застряла между камнями. Он никого не предупредил, где он будет. У него был «режим Бога» в человеке: «я все могу, я все умею, мне не нужна ничья помощь».

– Это от гордыни…

– Да. И ему пришлось отрезать кисть, чтобы выжить. Но после этого он начал говорить всем: «Ребята, выключайте “режим Бога”. Не надо говорить: я все могу, я все умею…»

– «…Я всего добился сам…»

– Да. Никто и никогда не сможет всего добиться сам, потому что это лукавство, самообман. В любом случае, где-то помогает преподаватель, где-то помогают близкие, друзья. Все равно помощь есть, и в первую очередь, это помощь Бога. Веришь – не веришь, а у каждого из нас есть свой ангел-хранитель, функция которого – защищать. Просто многие не задумываются об этом, пока все хорошо. А когда становится плохо, волей неволей, на автомате вспоминаешь о Боге и просишь о помощи. А потом опять забываешь – все же хорошо. Поэтому надо отдавать должное. Как сказал отец Петр, мы просить-то умеем, а вот благодарить – не всегда. А ведь это тоже важно.

– По сути, твой крестный ход – это благодарность Матери Божией и Господу…

– Да, я сразу сказал, что здесь по двум причинам – поблагодарить. Некоторые врачи хоть скептически смотрят на веру, а ведь когда они не знают, что делать, сами посылают человека в храм, хотя и не афишируют этого. Бывают такие моменты. Я один раз был в Алтайском краевом кардиологическом центре на ул. Юрина. Там есть молельная комната – место, где можно поставить свечку и помолиться. Там висят иконы, и люди приходят и молятся.

– Молельная комната есть и в краевой больнице, а в Железнодорожной – целая часовня…

– А потому что нельзя без Бога.

– Уж на что в суровые атеистические времена жил хирург и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), но перед тем, как делать операцию, он молился, и в операционной была икона. Что не помешало ему получить Сталинскую премию за книгу «Очерки гнойной хирургии». Вот что значит крепкая вера.

– Вера и семья – вот что важно. И семья должна быть большая и крепкая, не как зачастую сейчас: дети удаляются от родителей, родители – от детей. Это неправильно. Ведь раньше кулаком называли кого? У кого была большая и дружная семья, сжатая в единый кулак. Оттого она и была крепкая. Когда кулак вместе, его разжать тяжело. А разожми кулак, и пальцы по отдельности можно легко переломать. Так и народ. Вера объединяет. Когда народ объединен верой, он крепок и непобедим. А когда начинают всех разделять…

– А нас и хотят разделить – сектами, языческим «родноверием», католицизмом, протестентизмом и т.д. Отсюда у молодежи в голове полнейшая каша, нет вектора, они не знают, куда двигаться, нет цели. А без большой цели человек не может.

– У моего папы было пять братьев и одна сестра. Все крещеные. Бабушка заставляла всех носить кресты. В школе их называли «крестоносцами». А бабушка говорила отцу: «Пусть говорят, не обращай внимания»…

– Помоги Господь тебе, Ваня, в делах и трудах, и чтобы супруга родила здорового малыша, чтобы всего была полная чаша… Как у Иова Многострадального, чтобы Господь воздал вполне – за веру и верность.

Будьте как дети!

Как всегда, в крестном ходу участвовали дети. Они были разного возраста – от грудничков и выше. Их везли на колясках, они шли сами, а то и бежали. На привалах они играли, иногда шалили. И почти никогда не капризничали, хотя трудности переживали наравне со взрослыми. Они были как ангелы, да собственно, таковыми они и являются. Взрослые часто их не замечают, а зря. Вспомним: «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18, 2–5). А француз Антуан де Сент-Экзюпери как-то сказал: «Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр». И еще: «Взрослые никогда ничего не понимают сами, и для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать». Дети часто бывают мудрее нас, потому что они еще не утратили свою чистоту и в них живет Дух Божий.

О духовном смысле крестного хода

Митрополит Сергий, который прошел с нами значительную часть крестного хода, уже перед селом Коробейниково, двигаясь во главе колонны, сказал:

– Наша повседневная жизнь нас все время тянет на животные инстинкты и разную такую плотскую деятельность, а здесь, в крестном ходу – одни труд и болезнь. Но при этом дух приобретает простор и свободу! Поэтому и говорит нам Священное Писание: «Сыне, даждь плоть и прими Дух». Вот мы и идем, чтобы одухотворить свою природу. А в суете мирской люди этого не понимают. Думают: «Разве имеет оно какой-то практический смысл, это хождение?» А вот практический смысл как раз в том и состоит, что мы от животного к ангелоподобному житию стремимся. И Богу это приятно. И людям самим полезно. И окружающий мир освящается молитвенным обращением крестоходцев.

Образ женщины с младенцем

Юрий Константинович Мартынов, телеоператор ТК «Россия-1», автор фильма «Крестоходцы», принимавший участие в съемках и в этом крестном ходе, сказал мне уже по возвращении:

– Меня потрясла одна картина: я увидел женщину-мать лет 30 с ребенком на руках. К сожалению, я не успел ее заснять на камеру. И для меня образом этого крестного хода стала вот эта женщина с младенцем на руках, бедно одетая, измученная, с такой печалью и муками во взгляде, но идущей крестным ходом за Христом.

– Но это же образ современной России!

– Да, это именно образ настоящей России…

Владимир Клименко, главный редактор "Алтайской миссии"

Фотогалерея

Теги




Новости по теме

11.07.2017
Всю неделю, с 25 июня по 1 июля, православные жители Алтайского края и соседних регионов провели между Барнаулом и селом Коробейниково – в крестном ходе. Он всегда завершается в первое воскресенье июля, когда отмечается престольный праздник
924
05.07.2017
Владыка Сергий сам прошел от Усть-Пристани до чудотворной иконы. 19-й Крестный ход в Коробейниково завершился на АлтаеФото: Алтайской митрополии Это уже традиция. Вот уже четвертый год меня вместе с другими "званными" влечет к себе
784
05.07.2017
Путь, который наполнен ежедневными заботами и в то же время чудесами. Крестный ход на паузе. Паломники отдыхают в тени, пьют воду. И снова отправляются в путь. Паломники идут по обочине оживлённой трассы, читают молитвы. Шагают под палящим солнцем,
711

Популярные новости

17.07.2017
По благословению  митрополита Барнаульского и Алтайского  Сергия  паломнический центр Барнаульской епархии п риглашает принять участие в паломнических поездках в по Алтайскому краю и Республике Алтай:   Маршрут Пожертвование, ...
10672
12.07.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
8997