Барнаул 928

Петропавловский собор

12.07.2016

Полное название этого храма в предреволюционные годы писалось так: Градо-Барнаульский собор во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Т.М.Степанская в книге “Архитектура Алтая” высказывает предположение, что название и архитектура его возникли по сходству с первым храмом Петербурга, который был посвящен св. апостолам Петру и Павлу.

Однако архивные документы тех лет дают основания для иных соображений. Дело в том, что до открытия этого храма, первого в селении, Барнаульский завод, жители его ездили молиться в Петро – Павловскую церковь Белоярской крепости, которая стояла на другой стороне Оби, где и ныне расположен пос. Белоярск. Андрей Венедиктович Беэр, назначенный императрицей Елизаветой главным командиром Колывано-Воскресенских заводов, принимая Демидовские владения, проезжал в феврале 1748 года через Белояр-скую крепость, где осмотрел и церковь и решил перенести ее в поселок Барнаульского завода, который должен был стать столицей нового царского владения.

Однако оказалось, что деревянное здание церкви обветшало. Беэр обратился в То-больскую консисторию, в ведомство которой входили церкви Алтая, с просьбой: “...Дать благословенную грамоту, чтоб при Барнаульском заводе построить новую церковь во имя верховных апостол Петра и Павла и по построении освятить и в оную святые образа и всю церковную утварь перенесть из церкви Белоярской, а определенным здесь к церкви свя-щенникам и прочим причетникам иметь от Канцелярии Колывано-Воскресенского горно-го начальства жалование и от заводских обывателей и крестьян Белоярской слободы до-ход получать безбедно. Февраля 16 дня 1748 года”. В этом же году благословение было получено и началось строительство деревянного здания. В 1751 году церковь была освящена. Строительство и содержание ее велось на средства заводские. Проект составил слу-жащий Канцелярии геодезист Пимен Старцов. Храм располагался на нынешней площади Свободы. Неважно сохранившийся чертеж ( ЦХАФ АК. Ф. 50. Оп. 11. Д.2) дает все же представление о том, что здание было красивым. Его окружала вознесенная над землей открытая галерея с точеными перильцами. Народ входил в храм через западные воротца в заборе с надстроенной над ними звонницей.

Из сообщения (промемории) Тобольской консистории в Канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства от 10 мая 1750 года:

- Его Преосвященство Сильвестр, митрополит Тобольский и Сибирский, определил: но-вопостроенную в Барнаульском заводе Петро-Павловскую церковь освятить архимандриту Томского Александровского монастыря Исаие, которому послана благословенная грамота. А буде ему за каковым либо препятствием ехать туда невозможно, то учинить оное освящение имеющему там быть протопопу, коему выдать святый антиминс.

Церковного ради исправления и для священнослужения к показанной Петро-Павловской церкви в протопопа произвесть священника Тобольской Архангельской церк-ви Симеона Мефодиева, ... в диакона посвятить богоявленского дьячка Ефима Алексеева, а причетником быть священническому сыну Василию Мефодиеву.” (ЦХАФ АК . Ф. 1. Оп. 1. Д. 45. Л. 65).

В 1749-1750 годах по заказу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства тобольский иконописец Василий Васильев сын Бушков “...написал искусною работою...” на тридцати шести досках “святые образа” для иконостаса Петро-Павловской церкви, “... да сверх того царские врата вызолочены с написанием на них Благовещения и Евангелистов.” (ЦХАФ АК. Ф. 1. Оп. 1 Д. 45. Л. 83,84).

Всего лишь через полтора десятка лет Канцелярия обращается в вышестоящие ор-ганы с просьбой начать строительство нового - каменного - здания этого храма, ссылаясь на то, что деревянному “угрожает падение”. В 1771 году началось сооружение, а 3 февра-ля 1774 года освящено каменное здание собора рядом с бывшей деревянной церковью. Любопытно, что при отливке колоколов для собора была использована медь от прекра-тившей свое существование “огненной машины” И.И.Ползунова.

В 1860 году на соборной колокольне дополнительно к 200-пудовому колоколу во-дружен 700-пудовый. Его отлил Павел Степанович Родионов - “российский мастер, государственный крестьянин деревни Лобановой Ярославской губернии”, как он себя именовал.

По имени собора была названа Петро-Павловской одна из первых улиц Барнаула (ныне ул. И.И.Ползунова), а площадь, на которой он стоял, именовали Соборной. Соборным переулком назывался и нынешний Социалистический проспект.

Петро-Павловский собор около полутора веков был главным храмом Барнаула, а в двадцатых годах ХХ в. - Барнаульской епархии.

Одним из первых священнослужителей церкви стал Симеон Мефодиев. В 1751 году митрополит Тобольский Сильвестр рукоположил его в протопопы и направил в Барна-ульскую соборную церковь Петра и Павла, где он служил до 1758 года, являясь в то же время руководителем Барнаульского заказного духовного правления, образованного в 1750 году. Он служил бы еще, да возник конфликт со светским начальством. Отец Симеон решительно восстал против захоронения в ограде православной церкви умершего лю-теранина - А.Беэра. От греха подальше, его поначалу отправили на Урал, в Невьянскую церковь, через год - в Градо-Кузнецкую Преображенскую церковь. А когда в 1768 году страсти поутихли, протопоп Симеон вернулся и возглавил Градо-Барнаульскую Одигитриевскую церковь.

Вместе с ним начинали православные службы (на нынешней территории Алтайско-го края в те годы было всего три церкви) священник Александр Мефодиев, позднее протоиерей, и благочинный, дьячек Петр Хавов, пономарь Осип Арзамасов.

После вынужденного ухода о. Симеона Мефодиева Петро-Павловский клир и приход возглавил протоиерей Симеон Шелковников. В 1761 году его сменил протоиерей Дометий Васильевич Комаров.

Если о первых священниках писали, что они “в семинарии не обучались”, то к концу ХYIII века на Алтай приезжают, закончившие Тобольскую или другие семинарии, священнослужители.

Протоиерей Иоанн Андрианович Пеунов, возглавлявший Петро-Павловский собор и Барнаульское духовное правление с 1790 года, окончил Тобольскую духовную семинарию. Был священником Захариевской церкви и Софийского собора в Тобольске, миссионером на севере от Тобольска.

Протоиерей Петр Васильевич Васильев, выпускник Тобольской семинарии, был рукоположен в сан священника в 1825 году. А в следующем году “по собственному желанию и прошению“ переведен в Барнаул в Петро-Павловский собор священником. В 1834 году назначен второприсутствующим в Барнаульском духовном правлении и благочинным восьми церквей; в 1836 году возглавил Барнаульское духовное правление, по терми-нологии тех лет стал “благочинным над благочинными”, не оставляя службы в соборе. В 1840 году награжден скуфьею, в 1848 - камилавкою. В 1858 году Томская духовная консистория выразила ему письменную “признательность за ревностное попечение об устрой-стве соборного храма, найденного при обозрении в отличном виде”. В 1862 году , на чет-вертом десятке лет службы в одном храме, о. Иоанн награжден орденом Святой Анны.

Около четверти века в Петро-Павловском соборе служил, пожалуй, самый извест-ный из священнослужителей Барнаула и Алтая протоиерей Анемподист Антонович Зава-довский. Начал он в 1867 году. После окончания Томского духовного училища служил в Алтайской духовной миссии, в Чемальском стане. Назначался священником рудника, законоучителем Барнаульской женской гимназии, учителем русского и церковнославянского языков в Барнаульском духовном училище. В 1889 году стал настоятелем Петро-Павловского собора и благочинным церквей Барнаула. Через три революции, гражданскую войну, церковные смуты и ущемления со стороны властей в двадцатые годы пронес твердость убеждений, верность церкви и Православию. Известен о. Анемподист и своей общественной деятельностью: избирался членом Барнаульского комитета благотворительного общества, председателем Барнаульского уездного попечительства детских приютов, директором Барнаульского тюремного комитета. Награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом от Священного Синода, орденами Святой Анны третьей и второй степеней, Святого Владимира четвертой степени. В сане священника он прослужил 60 лет. В 1923 году в связи с тем, что Петро-Павловский собор перешел в ве-дение общины и епархии обновленцев, отец Анемподист, служил в Покровском храме, кафедральном соборе епархии староцерковников. А было ему в это время около 80 лет.

Росло и число прихожан Петро-Павловского собора. В 1763 году их было 1941 че-ловек, в 1774 - 2638, в 1803 - 5132, в 1825 - 8 тысяч. В 1914 году, несмотря на то, что в Барнауле к этому времени действовало полтора десятка храмов, к Петро-Павловскому было приписано 6 тысяч прихожан. С увеличением числа необходимых треб и богослуже-ний потребовалось больше священнослужителей. К 1780 году в штате собора были три священника, два диакона, четыре дьячка, четыре пономаря и протоиерей-настоятель. Кро-ме того, в помощь им прихожане избирали церковного старосту, о чем свидетельствует следующий документ:

- 1766 года февраля 10 дня церкви святых апостолов Петра и Павла прихожане и цеховые, обыватели и разночинцы обще согласия выбрали на место имеющегося при помянутой церкви старосты посацкого Петра Воронина посацкого же Пантелея Малыгина, ибо он состояния доброго и ни в чем подозрительного и не пьяницу и к тому служения быть достойного.

Правление Алтайского округа, Барнаульское духовное правление, прихожане постоянно заботились, чтобы главный храм города был обеспечен всем необходимым, обладал достойным благолепием и был искусно украшен. В 1803 году в клировой ведомости было записано: “...утварью церковной церковь снабжена очень довольно”. Многие прихо-жане приносили собору дары.

Известный на Алтае горный инженер П.М.Залесов завещал храму две тысячи рублей серебром; урядник И.Великосельский - 300 рублей. Полковник А.И.Ляпин в 1897 году завещал значительную сумму, на проценты от которой содержался хор певчих вплоть до революции 1917 года.

Совершим экскурсию в инвентарную опись Петро-Павловского собора, составлен-ную в 1924 году уже после изъятия из него части ценностей для голодающих Поволжья:

- Собор каменный с такой же колокольней, в один этаж, покрыт железом и окрашен красной краской. Пол чугунный. Печей пять. С северной и южной сторон пристроены ка-менные приделы, оба в четыре окна. В южном - библиотека и ризница, в северном - канцелярия и помещение для сторожей. Ограда каменная с железной решеткой. На колокольне - восемь колоколов: праздничный, полиелейный, будничный, четвертый, пятый, шестой, седьмой и восьмой.

В храме несколько иконостасов и киотов: два киота в алтаре, иконостасы в трапез-ной, заклиросные, предалтарный. Главный предалтарный иконостас - деревянный, в три яруса: два в линию, а над ними третий - аркой, над которой - крест с сиянием. Все колон-ны, киоты и карнизы покрыты позолотой. Царские врата украшены резьбой и вызолочены. На них - иконы Божьей Матери, Архангела Гавриила и евангелистов, все в серебряных ризах. По правую сторону от царских врат - икона Спасителя, по левую - Божьей Матери. В нижнем ярусе иконы святых апостолов Петра и Павла, Трех Святителей, Святителя и Чудотворца Николая, Святого Благоверного князя Александра Невского, святых и правед-ных Иоакима и Анны, Святого Архангела Михаила, Пресвятого Василия, мученицы Иустинии, пророка Илии, Иверской Божьей Матери, распятие Спасителя на полотне в позолоченной раме. Во втором ярусе иконы: над царскими вратами - Тайная вечеря, по правую и левую стороны от нее - Иоанна Крестителя, святых Константина и Елены, апостола Андрея Первозванного, мученицы Александры, Захария и Елисаветы. Между пер-вым и вторым ярусами - иконы 12 двунадесятых праздников округлой формы. В третьем ярусе над “Тайной вечерей” - Святой Троицы, живописная икона Вознесения Господня. По сторонам третьего яруса на овальных досках: Несение Креста Спасителем и Моление о Чаше.

В алтаре - престол со святым антиминсом из желтого шелкового атласа, вложенного в шелковый плат. Жертвенник, покрытый парчой; на нем - запрестольный крест, священные сосуды: потир из яшмы в серебре с позолотой, другой потир серебряный вызоло-ченный с ликами из финифти, несколько евангелий. Одно из них - 1791 года издания. На позолоченной передней доске его - изображение Воскресения Христова и четырех еванге-листов, вверху - изображение Господа Саваофа, внизу - Святой Троицы, все писанные глазурью на финифти. Корешок и застежка серебряные, чеканной работы. Кадило серебряное вызолоченное, мельхиоровый кувшин, семисвечник и трисвечники. В алтаре - более 50 предметов культа и икон. А всего в инвентарной описи значится 240 таких предметов, икон, одеяний.

В храме была собрана богатая библиотека. В ней богослужебные книги: евангелия, минеи - общая и месячная, псалтири, триоди, ирмологий, октоихи, требники, часослов, служебник, акафисты, алфавит духовный, месяцеслов. Историко-религиозная литература: писания святых отцов, беседы Иоанна Златоуста , толкование на книгу пророка Иере-мии, истина благочестия христианского, жития Святых, о православной Российской церкви, Киев: его святыни, сборник поучений, рассказы о русской церковной истории, Святые места России. Журналы: Христианское чтение, Православный собеседник, Воскресное чтение, Душеполезное чтение, Прибавления к творениям святых отцев за многие годы. В 1911 году в библиотеке было 956 томов.

В середине прошлого века прихожане построили для священников деревянный дом на две семьи.

В 1872 году рядом с собором построена каменная часовня, вместительная настолько, что в двадцатые годы нашего века в ней была самостоятельная церковь.

В 1895 году при соборе была открыта церковно-приходская школа.

В 1923 году в Барнауле образована Алтайская епархия обновленцев. Ее кафедральным собором стал Петро-Павловский. Часть прихожан-староцерковников (так называемых “тихоновцев” - по имен патриарха Тихона) обращалась к властям с просьбой передать им собор, но безрезультатно. В связи с оскудением церковной кассы к концу двадцатых годов он оказался, как писал епископ, “в безвыходном положении: требует срочного ремонта, архиерейская мантия - ремок на ремке”.

Собрание прихожан 7 мая 1933 отметило: “Отсутствие в течение длинного ряда лет какого-либо ремонта сделало то, что храм стал приходить в упадок: штукатурка обваливается, крыша местами прохудилась и течет, потолок портится, печи давным давно не работают и заменены железными.

Собственных средств слишком незначительное количество, на помощь общины рассчитывать нельзя, она очень мала. Учитывая все это, община видит себя вынужденной просить Барнаульский Совет освободить ее от заключенного ранее договора на пользование Петро-Павловским собором и разрешить ей влиться в соседнюю обновленческую общину Вознесенскую”.

Так в 1934 году собор прекратил свое существование. Здание его было в 1935 году разрушено.

Теги




Новости по теме

17.07.2017
Первая литургия на месте разрушенного храма: В Барнауле в день памяти святых первоверховных апостолов впервые прошло торжественное богослужение именно там, где более 200 лет стоял Петропавловский кафедральный собор.
2009
12.07.2017
В Барнауле в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла впервые прошло торжественное богослужение, где более 200 лет стоял Петропавловский кафедральный собор. Божественную литургию под открытым небом возглавил 12 июля митрополит
2987
01.07.2017
Дорогие братья и сестры! 12 июля, в день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, на площади Свободы, месте разрушенного в 1935 г. Петропавловского кафедрального собора, состоится торжественное богослужение: в
1053

Другие новости раздела

Популярные новости

11.12.2017
Издание выпускается сотрудниками Свято-Георгиевской церкви г. Новоалтайска. Электронную версию в формате PDF можно увидеть, кликнув на картинку
11163
11.12.2017
По благословению ректора Барнаульской духовной семинарии, митрополита Барнаульского и Алтайского, был разработан проект для поощрения студентов БДС. Данный проект прошел модерацию и размещен на платформе «Начинание», которая ...
1944